«Оглушительный поток народных финских мелодий, мощно устремившийся из пустыни» - такими словами была отмечена премьера этого грандиозного сочинения  в Финляндии,  первой симфонии, с которой и началась слава  ее автора  на Родине. Слава  эта продолжается  по сей день. Признаки ее  можно найти  в Финляндии везде: от названий улиц до  парков,  от памятников до концертных залов, в которых музыка Сибелиуса получила можно сказать, постоянную прописку.  Теперь сочинения Сибелиуса  звучат и в других точках  музыкальной карты мира, хотя и не столь  регулярно.  Особенно это касается  такой симфонии, как «Куллерво».  Так  что появление в афише  этой масштабной вокально-симфонической композиции уже само по себе можно приравнять к событию.

В данном случае событие получилось, можно сказать, в квадрате.  Симфония  не просто прозвучала,  она потрясла. И  слушателей, и самих исполнителей, в числе которых помимо  Российского национального оркестра,  Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова, художественный руководитель Алексей Петров, а также  солисты из Финляндии, носители языка и традиции, меццо-сопрано Туйя Книхтиле и баритон Ханну Немеле.

Интервью Ханну Немеле: «Эту симфонию я исполнял уже около десяти раз, признался Хану Немеле, -  я пел ее  в Нью-Йрке,  Миннеаполисе, Миннесото,  пел в Германии, в Токио, и вот теперь  в Москве, на сцене зала Чайковского. То, что получилось, трудно выразить словами. Оркестр великолепен, Хор – изумителен, да и мы с Туей кажется неплохо выступили.  Я думаю, что  на сегодняшний день  это мои самые сильные впечатления от симфонии Сибелиуса. Да и публика, как мне показалось, осталась очень довольна. Это было на грани сенсации».

Интервью Туйи Книхтиле: «Это фантастическая музыка. Поскольку я пела только в двух частях  симфонии, остальные части слушала, у меня была возможность оценить  то, что прозвучало. Оркестр и маэстро  восхитительны!  С Михаилом Плетневым я выступаю в первый раз и надеюсь,  не в последний. Маэстро прекрасно чувствует музыку Сибелиуса. Где надо он чистый и прозрачный  как родник, где надо -  меланхоличный, а где-то  –  неудержимый и страстный как горный поток.  Причем, у него  нет никакого  диктата, с ним я могла  в этой музыке сделать все, что мне хотелось. Просто великолепно».

Музыка симфонии  Сибелиуса «Куллерво» наполнена глубоким смыслом. Она основана на образах величайшего памятника карело-финского эпоса «Калевала». Сюжет повествует об истории мятежного раба-мстителя Куллерво,  начиная с его юности и до самой гибели.  Жизнь  героя –  одна из самых трагичных  в финском эпосе. Еще мальчиком он становится рабом своих  врагов, истребивших его род. Юношей, встречает девушку, а с ней и любовь. Но судьба вновь наносит удар  – любимая оказывается его родной сестрой. Охваченный местью,  Куллерво уходит на войну, чтобы  стереть с лица земли своих врагов.  Но фатальность непреодолима. Любимая девушка, не выдержав позора, кончает жизнь самоубийством. А Куллерво в отчаянии находит свою смерть не острие собственного меча.

В России эта  симфония исполняется очень редко.  Словно музыкальный айсберг, ранняя партитура композитора  таит немало опасностей  для всех, кто за нее берется. Неудивительно, что многие дирижеры предпочитают держаться от нее подальше. Однако Плетнев,  отличающийся своей способностью найти  новое в старом,  всегда  при этом открыт и для нового. «Куллерво» для Российского национального оркестра, в отличие от других симфоний Сибелиуса  - сочинение  неизвестное, свежее. Но как приятно оказалось в итоге взойти победителями на эту снежную вершину.

Исполнение симфонии положило начало  концертной триаде  2011 года, а также продолжающемуся  в сезоне 20-летию  Российского национального оркестра. В каждом из трех юбилейных вечеров  прозвучит масштабное вокально-инструментальное сочинение западноевропейского классика с участием солистов и хора.

Елена Панфилова, специально для радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей