Под занавес уходящего 2010 года в Санкт-Петербурге произошло знаменательное для отечественной российской музыкальной культуры событие. 28 декабря в Концертном зале Мариинского театра стартовал абонементный концертный цикл «Духовные традиции в русской музыке» на основе сочинений Модеста Мусоргского и Георгия Свиридова.

В истории российской музыкальной практики подобного объединения композиторских имен в одном концерте не наблюдалось ни на одной из филармонических сцен. Между тем тесная взаимосвязь и духовное родство музыки Мусоргского  и Свиридова позволяет нам сегодня говорить о том, что наследие русской музыкальной летописи немыслимо без этих композиторских талантов.

Как отзывался сам Георгий Свиридов, «именно Мусоргский, как никто из русских музыкантов, сумел воедино соединить народную песню  и старую церковную музыку, что собственно, и заложено в фундаменте нашей культуры. Мусоргский следовал этим традициям. И в кризисе христианской веры именно он и предвидел грядущие несчастья мира».

Одним из инициаторов программы из сочинений Мусоргского и Свиридова на сцене петербургской Мариинки стал президент национального свиридовского фонда, племянник композитора Александр Белоненко: «Свиридов как никто понимал Мусоргского именно во всей его необъятной глубине. Все-таки Мусоргский у нас еще так несколько однобоко и понимается, и трактуется. Свиридов ставил его рядом с Софоклом, с Шекспиром и видел в нем грандиознейшую глубину».

При участии солистов, хора и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прозвучали бессмертные творения Мусоргского и Свиридова. Наряду с редко исполняемыми оркестровыми миниатюрами: Интермеццо и Торжественным маршем «Взятие Карса» был представлен вокальный цикл Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти» (солистом выступил маститый бас мариинской оперы Михаил Петренко).

Валерий Гергиев: «Мариинский театр питает глубочайшие чувства признательности, любви, восхищения перед гением Модеста Мусоргского. Ведь не только «Борис Годунов» и «Хованщина», сегодня прозвучали известные произведения – «Интермеццо», «Взятие Карса». Мне кажется, что Михаил Петренко – молодой, уже блестяще себя зарекомендовавший артист, доставил удовольствие публике».

Ярким откровением программы вечера стали незаурядные прочтения Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра Маленького триптиха и музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Георгия Свиридова.

Валерий Гергиев: «Музыка Свиридова глубоко уходит корнями своими в высокие традиции русской музыкальной культуры; была во многих городах, филармониях, залах вытеснена чем-то более шумным. Мы обратились к нескольким произведениям Георгия Свиридова – это и ранние, и поздние произведения, и мы продолжим эту работу. Я знаком был сам со Свиридовым. Жаль, что он не дожил до сегодняшнего дня, потому что многие работы остались незавершенные. И их оркеструют его коллеги, его сподвижники. Лет 30 назад музыка Свиридова звучала очень часто. И первый, и второй канал тогда еще советского Гостелерадио считали для себя чем-то очень важным, необходимым транслировать такие концерты, где его музыка звучала, как правило в Большом зале консерватории, звучала она и в Ленинграде – я бывал на его авторских концертах».

Виктор Александров: «Есть ли идея представить музыку Свиридова в репертуаре Мариинского оркестра на западе, ведь там ее вообще не знают?»

Валерий Гергиев: «Думаю, что Ольга Бородина сделала очень серьезный шаг, включив целое отделение из музыки Свиридова в своем сольном концерте в Карнеги-холл. Это вызвало смешанные чувства удивления и восторга. В любом случае мы имеем дело с ситуацией, когда каждое обращение к музыке Свиридова и исполнение за пределами России – это серьезный поступок. Я думаю, время Свиридова не только не ушло, а придет. Это как чистый родник, он не засыхает. Естественная красота, глубина мысли, опора на блестящие, мудрые образцы русской литературы и поэзии – то, что созвучно его музыке».

Отражение революционных событий Петрограда нашло свое воплощение в музыке кантаты Георгия Свиридова «Петербург» на тексты Блока. Оркестровку этого произведения осуществил друг и коллега Георгия Васильевича петербургский композитор Геннадий Белов.

Непоколебимой жизненной стойкости и мужества полна финальная часть цикла «Русь моя, жизнь моя». Георгий Свиридов средствами музыки  блестяще запечатлел портрет нашей многострадальной отчизны.

Цикл концертов из сочинений Мусоргского и Свиридова в этом сезоне продолжится серией выступлений артистов Мариинского театра. Кроме того, петербуржцы и гости города смогут услышать пение московского камерного хора под управлением Владимира Минина с программой из сочинений Георгия Свиридова.

Виктор Александров из концертного зала Мариинского театра, Санкт-Петербург, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей