В минувший вторник в московской филармонии уже в 47-раз открылся традиционный фестиваль искусств «Русская зима». Программы концертов изобилуют яркими именами исполнителей. Честь открытия зимнего марафона выпала гостям из Парижа. Знаменитый филармонический оркестр радио Франс во главе с корейским дирижером Мюнг Вун Чунгом посвятили свое выступление в Концертном зале имени Чайковского исключительно французской музыке – сочинениям Мориса Равеля, Гектора Берлиоза, Анри Дютийе и Паскаля Дюсапена. Это событие, несомненно, стало вершиной года Франции и России.

В первый вечер гастролей звучала музыка Мориса Равеля. В Первом фортепианном концерте выступила Элен Гримо, самая интригующая из французских пианистов, по меткому определению американской прессы «художник невероятной проницательности».  Наряду с пианистической карьерой Элен Гримо увлекается весьма экстравагантным хобби  - изучением жизни волков, на ее вилле обитают 32 серых питомца. Элен Гримо поддерживает акции фонда защиты дикой природы США.

Элен Гримо / фото с сайта www.barakaweb.fr 

Элен Гримо: «Есть волки,  значит, есть пространство дикой жизни. Русским повезло жить в стране, где много диких животных. Страх часто возникает от незнакомства с окружающей средой. Мало в каких странах можно заметить, чтобы человек так тесно сживался с хищниками, которые бы имели огромное пространство территории, которая бы им позволяла жить в непосредственной близости друг от друга. Современного человека я даже сравниваю с раковой опухолью, которая парализует жизнь дикой природы. Невозможна гармония без пантеистического слияния с природой. Необходимо научиться уважать природу и экологию. Надо сохранять дикую жизнь на планете, от которой зависит физическое и психологическое здоровье нации.

Ну а что касается музыки, я полагаю, что любому артисту необходим спектр экстремальных вещей – делать все так, будто нет завтрашнего дня. Я  сторонница непредвиденных ситуаций, думаю, это иногда полезно для творчества. Я счастлива снова быть на гастролях в России. С маэстро Чунгом я разделяю любовь и привязанность к русским людям. Я очень люблю русскую литературу, увлекалась ей еще до занятий музыкой. В 1986 году, будучи на конкурсе Чайковского, я сразу свыклась с Россией, очень люблю играть русскую музыку. Интерпретация сочинения зависит не только от дирижера, но и от музыкантов оркестра. Первый концерт Равеля я исполняю часто в своих программах, через несколько дней буду я играть это сочинение с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Всегда возникает определенная атмосфера контактов, я бы даже это назвала химией». 

Филармонический оркестр радио Франс имеет богатую историю. Коллективу уже более 70 лет. Резиденцией оркестра является  парижский  зал Плейель. В разное время оркестром руководили выдающиеся дирижеры прошлого столетия: Жан Мартинон, Эммануэль Кривин, Марек Яновский, которого в 1996 году сменил Мюнг Вун Чунг. С приходом знаменитого корейского дирижера оркестр обрел небывалый колоссальный подъем в освоении обширной панорамы современной французской музыки. В июне 2006 года филармонический оркестр радио Франс дебютировал в Москве на фестивале симфонических оркестров мира. В России  Мюнг Вун Чунг бывает часто с разными оркестрами, минувшим летом выступал с Сеульским филармоническим оркестром на фестивале Валерия Гергиева «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге

Мюнг Вун Чунг / фото с сайта schumannfest-duesseldorf.de 

- Господин Чунг, Вы  дирижируете многими оркестрами мира.  В данный момент возглавляете два коллектива: филармонический оркестр радио Франс и Сеульский филармонический. Две страны, две совершенно разные культурные нации. Какие общие параллели Вы находите между этими оркестрами? 

Мюнг Вун Чунг: «Честно говоря, я не вижу особой разницы между ними. Я люблю оба своих оркестра и считаю их своими детьми. Оркестру радио Франс не нужно много объяснять особенности репертуара, они хорошо ориентируются во французской музыке. У этого оркестра потрясающая чувствительность, они инстинктивно чувствуют, что играют. Я испытываю особенную симпатию к России. Эта страна мне очень многое дала. Впервые я побывал в Москве в 1974 году. Я хорошо понимаю русскую душу. Ощущается это взаимное естественное понимание, как бы такая любовь к земле.  Многие мои педагоги были русскими, в числе их знаменитый виолончелист Григорий Пятигорский, предопределивший мою дирижерскую судьбу. Я невероятно благодарен русской публике, которая меня всегда поддерживала и рад всегда новой встрече с ней».

Волшебное звучание оркестра радио Франс под гипнотическим воздействием Мюнг Вун Чунга будоражило сознание слушателя буквально с первых минут равелевских шедевров. Прозвучали сюита «Гробница Куперена» и хореографическая поэма «Вальс». В двух оркестровых сюитах из музыки балета «Дафнис и Хлоя» Мюнг Вун Чунгу удалось создать фантастическую атмосферу античного мира Древней Греции. Надо отметить блестящую игру французских музыкантов, в частности струнную и духовую группу. Такой слаженности  и колоссальной самоотдачи от артистов нечасто можно ожидать в других французских оркестрах. В Общем финальном танце Вакханалии вибрировали все инструменты оркестра. Захватывающее действо было подобно извергающемуся вулкану

В пятницу 17 декабря Филармонический оркестр радио Франс и маэстро Мюнг Вун Чунга ожидают жители северной пальмиры. Артисты выступят на сцене Большого зала Петербургской филармонии в рамках фестиваля «Площадь искусств», который посвящен в этом году французской тематике.

Виктор Александров из Концертного зала имени Чайковского специально для радио «Орфей»

 

Ссылки по теме:

>> Официальный сайт Филармонического оркестра радио Франс

>> Официальный сайт пианистки Элен Гримо

 

Вернуться к списку новостей