17, 18 и 19 декабря на сцене Московского Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского пройдут первые представления оперы Стравинского «Похождения повесы» в легендарной постановке основателя театра, реконструируемой после многолетнего перерыва. В вечер премьеры за пультом будет стоять Геннадий Рождественский.

Оперный шедевр Игоря Стравинского, укоренившийся в России под именем «Похождения повесы» (более точный перевод оригинального названия The Rake's Progress – «Карьера распутника» – в пуританские советские времена легко мог бы надолго перекрыть путь на сценические подмостки), создан в середине двадцатого столетия по мотивам одноименной серии гравюр Уильяма Хогарта. В либретто, написанном знаменитым английским поэтом Уистаном Оденом и его постоянным сотрудником Честером Колменом, элементы авантюрного романа и средневекового моралите переплетаются с «фаустианскими» мотивами. Чего здесь только нет: любовь и предательство, сцены на аукционе, в публичном доме и на кладбище, бородатая женщина и дьявол, охотящийся за душой героя, кончающего в итоге свою жизнь в доме умалишенных…

В Камерном музыкальном театре – и вообще на русской сцене – опера Стравинского впервые была представлена в 1978 году. Русский текст сделан Наталией Рождественской специально для этой постановки, над которой вместе с Борисом Александровичем Покровским работал ее сын, прославленный маэстро Геннадий Рождественский (в тот период – главный дирижер Камерного музыкального театра). Сценографию к этой постановке создал Иосиф Сумбаташвили.

«Похождения повесы» – один из самых легендарных спектаклей Театра Покровского первого десятилетия его существования. Два других спектакля-легенды – «Нос» Д.Шостаковича и «Ростовское действо» Д.Ростовского – все эти годы не сходили со сцены. «Повеса» не шел около двадцати лет. За это время в России появилась лишь одна постановка последней оперы Стравинского, осуществленная Дмитрием Черняковым в Большом театре, где продержалась буквально пару сезонов. И сегодня Камерный музыкальный театр, в преддверии столетия со дня рождения Покровского предпринимающий смелую попытку реконструкции гениального спектакля Мастера, вновь оказывается единственным в России, в чьей афише есть эта опера. На родине композитора «Повеса» по-прежнему остается раритетом.

Над реконструкцией спектакля работают ученик и соратник Покровского Григорий Спектор (участвовавший в 1978 году в его выпуске), художник Юлия Акс и главный дирижер театра Владимир Агронский. В декабре к ним присоединился дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, под чьим управлением и пройдет первое представление.

Вернуться к списку новостей