Даниэле КаллегариВ рамках абонемента Московской филармонии на сцене Концертного зала имени Чайковского при участии солистов, хора и оркестра Большого театра России прозвучало одно из редких творений итальянской духовной музыки XIX столетия «Маленькая торжественная месса» Джоаккино Россини.

Вполне закономерен исполнительский интерес к этому незаслуженно забытому позднему сочинению пезарского гения. При жизни Россини эта вещь не имела особенного успеха. Во-первых, название «маленькая» не совсем буквально воспринимается всерьез. Месса длится почти полтора часа. К тому же участие женских голосов (что запрещалось католической церковью) и нелитургическая основа музыки осложняли структуру  произведения. Россини уныло восклицал: «Боже, ну вот и закончил я свою бедную маленькую мессу для камерного состава. Написал ли я священную, или дьявольскую музыку?»

Первое исполнение сочинения состоялось в 1864 году в домашней церкви дворца графа Пийе-Уилл, друга композитора, в присутствии избранной публики. Позже Россини осуществил вторую редакцию мессы для солистов, хора и органа. В том виде эта музыка и  звучит по сей день.

В московском концерте приняли участие оперные солисты: Вероника Джиоева, Светлана Шилова, Сергей Романовский и Дмитрий Белосельский, а так же хор и оркестр Большого театра под управлением эмоционального итальянского дирижера Даниэле Каллегари.

Слово руководителю отдела творческого планирования ГАБТа, одному из вдохновителей филармонического проекта Михаилу Фихтенгольцу:

«Для Каллегари чрезвычайно важны стили. Он, как человек, который говорит на одном языке с Россини, мне кажется, очень многое может сказать об этом».

Даниэле Каллегари  выступал в нашей стране очень давно, еще до распада Советского Союза. В свой нынешний приезд итальянский маэстро провел колоссальную  репетиционную работу с артистами Большого театра над мессой Россини. Прежде всего, это касается тщательного освоения стилевого процесса сочинения, который не всегда адекватно  понимается русскими артистами.  Нашей натуре свойственны скорее излишняя сентиментальность и горячность чувств, когда мы сталкиваемся с итальянской вокальной музыкой. В случае с Даниэлем Каллегари дело обстояло иначе. Маэстро  смог выстроить четкую историческую перспективу, тем самым, объясняя, что корни духовной музыки Россини берут свое начало в творениях Моцарта, Гайдна и итальянских авторов эпохи барокко.

Даниэле Каллегари: «Прежде всего, речь идет о мессе, которая изначально была написана для двух фортепиано и гармонии. Я исхожу из поздней оркестровки Россини (2-й редакции)  и представляю себе масштабность этой титанической музыки. Дело в том, что месса была написана в конце жизни Россини, ее не следует исполнять в аутентичной манере, в своем выступлении я попытался в современной трактовке воссоздать действительную атмосферу той романтической эпохи».

Солисты хор  и оркестр интуитивно повиновались воле дирижера. Особенно хочется отметить превосходное пение Вероники Джиоевой и Светланы Шиловой.

Даниэле Каллегари: «Я неоднократно  дирижировал Реквиемами Моцарта, Керубини, Верди, охотно исполняю «Торжественную мессу» Бетховена. Однако в случае с «Маленькой торжественной мессой» Россини передо мной стояла весьма непростая задача. Я впервые дирижирую этой музыкой, к тому же в России».  

В числе следующих проектов ГАБТа на филармонической сцене российской столицы следует упомянуть выступления Александра Лазарева, а так же главного дирижера, музыкального руководителя ГАБТа Василия Синайского, который представит монографическую программу из сочинений Иоганнеса Брамса.

 

Виктор Александров, корреспондент радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей