Анна Музыченко / фото с сайта www.fkvm.ru /«Пришел, увидел, победил».

Известное выражение римских легионеров может «сработать» в современной жизни самым неожиданным и парадоксальным образом – даже в области, далекой от театра боевых действий. Но не далекой от театра вообще. Любой музыкальный фестиваль – это та самая сцена-арена, которая в равной степени может гарантировать как успех, так и поражение и устроителям форума, и тем, кто самым непосредственным образом участвует в реализации, собственно музыкально-содержательной части фестиваля, т.е. музыкантам-исполнителям и композиторам.

Едва ли не самый показательный с этой точки зрения подобный российский форум сегодня – это фестиваль современной музыки «Московская осень» - хотя бы по причине того, что современное искусство всегда остро, дискуссионно, полемично. Оно требует совершенно особого подхода, восприятия, пристального внимания и, как ни странно, особой заботы, поскольку все новое и только что созданное – всегда удивительно хрупко. Тем ценнее победа, завоеванная тем или иным современным сочинением…

В субботу 6 ноября 2010 года вот уже 32-й по счету фестиваль «Московская осень» реализовал свою основную идею – идею первого исполнения новых произведений современных авторов – премьерой одноактной оперы молодого московского композитора Анны Музыченко.

Опера «Прекрасная», написанная по мотивам пьесы Юкио Мисимы «Сотоба Комати», оказалась той самой счастливицей, которая вышла абсолютным и безоговорочным победителем из нешуточного противостояния со сложившимся в современном слушательском сознании стереотипом о сложности восприятия современной музыки в целом и оперы в частности.

Автору оперы «Прекрасная», Анне Музыченко - выпускнице МГК по специальностям «фортепиано» и «композиция», члену московского союза композиторов, участнице многих музыкальных фестивалей и лауреату премии фестиваля «Кинотавр» 2010 года за лучшую музыку к к/ф – удалось создать спектакль, увлекающий настолько, что он начисто лишает зрителя-слушателя всяческого ощущения времени и реальности, кроме то, что происходит и творится героями оперы на сцене здесь и сейчас.

Банальная, и, казалось бы, такая «неоперная» с точки зрения сценичности история встречи элегически настроенного Поэта (Тарас Ясенков, тенор) и старухи-бомжихи (Олеся Хомяковская, сопрано) раскручивается с лихостью детективного романа, с каждой нотой, с каждой фразой приближающегося к своей неизбежно трагической развязке.

Авангардная лаконичность сценического и инструментального оформления (выразительность состава «фортепиано + ударные», с блеском обнаруженная еще Стравинским в его «Свадебке») выгодно оттеняет предельно сконцентрированную, почти что романтическую внутреннюю событийную сторону спектакля. Противостояние реальности и вымысла, превращение старухи в Красавицу и смерть от внезапной любви к ней Поэта – все это находит отражение в музыкальной ткани оперы, проходящей свой путь от едва уловимой музыки шумов, вводящей в атмосферу повествования, вплоть до самого финала-послесловия, резюмирующего оперу цитатой из шумановского цикла «Любовь поэта». Зритель оказывается вовлеченным в этот семантически насыщенный магический шар смыслов, значений, аллюзий… Опера не призывает, не учит, не заставляет изменить мировоззрение… но в форме притчи говорит об иллюзорности того, ЧТО современный житель, уверенный в материальной вещественности этого мира, считает РЕАЛЬНОСТЬЮ…

И в этом смысле опера «Прекрасная» Анны Музыченко – пришла – увидела – и победила, убедив всех присутствовавших в зале в безграничной власти силы человеческой мысли и воображения…

Репортаж Ирины Тушинцевой

Вернуться к списку новостей