Туган СохиевПродолжаются события культурного года «Россия-Франция». В Санкт-Петербурге в эти дни выступает один из лучших музыкальных коллективов Франции – оркестр Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева. Французские музыканты впервые выступают в северной российской столице на сцене Концертного зала Мариинского театра.

Оркестр Капитолия Тулузы был создан в начале XIX века специально для проведения оперных сезонов в Театре Капитолия Тулузы. Статус симфонического оркестр получил в 1945 году. В разное время его возглавляли Андре Клюйтенс и Жорж Претр. Приход Мишеля Плассона в 1968 году стал решающим этапом в жизни коллектива. Благодаря этому невероятному удивительному человеку и глубочайшему музыканту симфонический репертуар тулузского коллектива был значительно расширен. Мишеля Плассона в 2005 году сменил молодой харизматичный российский дирижер Туган Сохиев – первый в истории оркестра Капитолия Тулузы приглашенный дирижер и музыкальный консультант. С осени 2008 года Сохиев стал главным дирижером оркестра Капитолия Тулузы. Летом 2009 года французские артисты выступали в Москве в рамках Международного фестиваля симфонических оркестров мира.

Туган Сохиев, дирижер: «Я думаю, что, прежде всего, отличает этот оркестр звук: звук, звукоизвлечение, манера звукоизвлечения, богатство красок. Первая встреча у нас прошла настолько интересно и увлекательно, и мы поняли, что общаемся на одном и том же языке. Не приходилось даже объяснять, рассказывать, требовать что-то – люди сразу понимали, что я хочу музыкально и шли за мной, и им это нравилось, главное. И та отдача, которая шла от них, она меня творчески тоже заводила. Вообще, приезд французского оркестра сюда в Петербург в «Год России и Франции» очень важен, потому что ни у какого другого города нет более тесных исторических связей, чем у Петербурга с Францией. Для меня приезд сюда в Петербург (это все-таки мой город) – это вдвойне ответственно, вдвойне приятно; надеюсь, что и публика ушла довольная и не разочарованная».

Программа концерта носила исключительно французский характер. После томного и нежного «Послеполуденного отдыха фавна» Клода Дебюсси следовал эксцентричный, склонный  к музыкальной буффонаде Концерт для флейты с оркестром Жака Ибера. Композитор посвятил это сочинение знаменитому флейтисту Марселю Муазу. Виртуознейшая партия солиста, полная всевозможных трудностей и нюансов, позволяет не каждому исполнителю достойно справиться с музыкальным материалом. Швейцарскому флейтисту, солисту Берлинского филармонического оркестра Эммануэлю Пайю это не составило особых хлопот.  

Эммануэль Пайю, флейтист: «Я могу вам сказать, что, конечно, музыка Ибера (концерт, который я играл) – это является большим стандартом, если хотите, игры на флейте. Как, скажем, концерты Моцарта являются высоким стандартом игры на скрипичных инструментах».

Центральной частью программы стала невероятно яркое исполнение «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза. Туган Сохиев логически выстроил архитектонику симфонического цикла – от романтической лирики начальных частей к саркастическому зловещему финалу «Сон в ночь шабаша ведьм».

Уже 1 ноября петербуржцы и гости города стали свидетелями второго концерта французских гостей, где прозвучали избранные симфонические сочинения Сергея Рахманинова. Партию солиста во Втором фортепианном концерте исполнил Денис Мацуев.

Виктор Александров

Вернуться к списку новостей