На каждый смешок должна приходиться одна слеза

Уолт Дисней

 

В одной из последних программ «Звуки мюзикла» на радио «Орфей» в гостях у Александра Журбина побывал прославленный российский аниматор Гарри Бардин. Поводом для беседы послужил новый полнометражный мультфильм режиссера «Гадкий утенок» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена. Выход картины вызвал оживленный резонанс в культурном сообществе, и не только потому, что стал действительно большим художественным событием в отечественной анимации, где эпохальные проекты случаются не так часто, но и в силу своей специфической эстетики – в первую очередь музыкальной. Да еще какой музыкальной! «Гадкий утенок» – настоящий анимационный мюзикл, выполненный в кукольной технике. В фильме звучит музыка Петра Ильича Чайковского из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в оригинальном переложении Сергея Анашкина. Всю запись осуществил один из виднейших академических коллективов страны – Национальный филармонический оркестр под управлением Владимира Спивакова. А какая творческая команда! Роли озвучили мэтры современного артистического искусства: Владимир Качан, Юлия Рутберг, Светлана Степченко, Константин Райкин, Армен Джигарханян, Хор Турецкого. Замечательные стихи написал Юлий Ким. А еще целая плеяда художников, которые работали над куклами и мультипликацией, создавших потрясающие, трогательные и колоритные образы, которых отечественная анимация не знала прежде.  Конечно, о мультфильме заговорили, хотя и не так широко, как хотелось бы… и как он того заслуживает.

Впрочем, помимо интереснейшей беседы о главном анимационном событии сезона (а может и десятилетия) в программе Александра Журбина были затронуты также проблемы российской анимации в мировом контексте, ее судьба и перспективы развития в будущем. И как-то само собой, учитывая формат программы – мюзиклы, а мюзиклы – это Америка и Бродвей, а Америка в контексте мультипликации это, конечно же, Disney, так или иначе, но ассоциация с Disney была проведена.

Кадр из мультфильма Гарри Бардина "Гадкий утенок" /фото с сайта www.dvdtalk.ru /

А 25 ноября в российский кинопрокат выходит 50-й (!) полнометражный анимационный фильм студии Walt Disney Pictures «Рапунцель. Запутанная история». И говорить о нем хочется вовсе не в сравнении с чудесным мультиком Гарри Бардина, а в осмыслении того, что нам нужны такие мультфильмы, и нам нужно такое искусство вообще в независимости от жанра и континента. Чудесно, что подобные анимационные картины рождаются по обе стороны океана. И пусть сегодня они не могут конкурировать между собой в каком-то качественном и коммерческом аспекте, зато они уже на равных стоят на высшей ступени духовного воздействия на своего зрителя – ребенка.  

Но если «Гадкий утёнок» стал едва ли не первым полнометражным музыкальным событием в истории нашей анимации, то в случае с Disney это, своего рода, принцип. Музыкальность всегда была отличительной чертой диснеевских фильмов, начиная с самых первых картин. Недаром сегодня почти все они перенесены на Бродвей. А к классической музыке здесь впервые обратились аж в 1940-м году, тогда был создан абстрактный мультфильм «Фантазия», состоящий из девяти независимых номеров, с музыкой Баха, Чайковского, Дюка, Стравинского, Бетховена, Понкьелли, Мусоргского, Шуберта и Дебюсси. Запись была осуществлена Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стоковского. Лента задумывалась как цикл, из года в год должны были выходить новые эпизоды «Фантазии». Однако картина, снятая в 1940 году с революционным для тех лет многоканальным звуком («Fantasound»), была достаточно прохладно встречена зрителями и не имела коммерческого успеха. Видимо уже во времена Уолта Диснея классической музыке было непросто пробиваться к сердцам людей. Мультфильм потерпел неудачу в прокате, поэтому намечавшееся продолжение осталось незавершенным. А Сюжет «Петя и Волк» на музыку Сергея Прокофьева (лично принесшего в студию Уолту Диснею партитуру) стал отдельным короткометражным мультфильмом.

Спустя 60 лет после первой «Фантазии», идея Уолта Диснея была все-таки воплощена в жизнь. В 1999 году с применением новейших технологий вышел сиквел мультфильма – «Фантазия-2000». Подобно своему предшественнику в картину вошли анимационные эпизоды на музыку Бетховена, Респиги, Гершвина, Шостаковича, Сен-Санса, Элгара и Стравинского. На этот раз запись осуществил Чикагский симфонический оркестр во главе с Джеймсом Ливайном. Сегодня оба мультфильма входят в классику мирового кинематографа.

"Фантазия" (1940) / "Фантазия-2000" (1999) / "Destino" (1999)

Впрочем, обращение к высокому искусству (и не только музыкальному) всегда было среди приоритетов и тенденций легендарной студии. Так, например, в 1945 году Уолт Дисней задумал сюрреалистичный мультфильм «Destino» (итал. «судьба») с рисунками выдающегося испанского живописца Сальвадора Дали. Однако и этому проекту пришлось долго ждать, прежде чем увидеть свет. Финансовые проблемы, связанные со Второй мировой войной, не позволили его завершить. Тогда Сальвадором Дали и художником Джоном Хенчем было отрисовано и раскадрировано всего 18 секунд мультфильма.

Прошло около полувека прежде, чем в 1999 году племянник легендарного мультипликатора Рой Эдвард Дисней, работавший в то время над «Фантазией-2000», решил вернуть к жизни забытый проект. Воспользовавшись помощью самого Хенча (которому к тому времени было уже 95(!) лет), а также дневниками супруги Дали – Галы, группа из двадцати пяти аниматоров «расшифровала» замысловатые рисунки художника и воплотила задумку в жизнь. Результатом явился короткометражный мультфильм, сотворённый в технике традиционной (рисованной) анимации с использованием компьютерной графики, куда был включен и оригинальный 18-секундный видеоматериал.

Ну, и конечно, Disney – это классические сказочные персонажи. Кого мы только здесь не видели: Золушку, Белоснежку, Красавицу и Чудовище, Пиноккио, Алису из Страны чудес, Питера Пэна, Русалочку, Робина Гуда… Занимательно, но почти всех этих героев с их оригинальными прототипами роднит только «происхождение». Не удивительно, что сегодня мы знаем двух Золушек – Золушку Шарля Перро и Золушку Уолта Диснея. Это поразительное умение брать за основу всем известный сюжет и совершенно неожиданно оригинально интерпретировать его. Каждый новый мультфильм становился шедевром, мировым прорывом и личным достижением студии. Можно по-разному относиться к западной культуре, но Disney остается блистательным примером соотношения традиции и новаторства и безусловным ориентиром в мировой анимации, которому одни стремятся подражать, а другие противопоставлять.

Кадр из мультфильма "Рапунцель. Запутанная история" / www.disney.ru/rapunzel /

В 2010 году с выпуском юбилейного 50-го полнометражного фильма Disney представляет очередную героиню сказок Братьев Гримм – очаровательную Рапунцель, обладательницу невероятно длинных волшебных волос. История о Рапунцель давно интересовала лучших мультипликаторов Disney; работа над сюжетом началась в 1940-е годы под руководством самого Уолта Диснея. Режиссёры Байрон Ховард и Натан Грено наконец-то довели прекрасную девушку до киноэкранов.

И теперь, вплотную подойдя непосредственно к мультфильму, хочется сказать, что ничего более трогательного, нежного и вдохновляющего Disney еще не создавал. Все мы в свое время были очарованы мультфильмами «Рататуй», «Валли» и «Вверх» (Disney/Pixar), и в первую очередь созданными там персонажами. Их глаза наполнялись слезами, ресницы трепетали на ветру, а щечки розовели от прилива чувств; мы ощущали текстуру их кожи, чувствовали вес волос и фактуру одежды, видели игру света в глазах – они были такие живые и такие невообразимые! И лишь абстрагировавшись от всепоглощающей эмпатии (от греч. empatheia – сопереживание) к этим героям, умом мы понимали, что за каждым из них стоит гигантская прогрессивная технология. С их появлением мультфильм перестал быть просто красивым / интересным / захватывающим / впечатляющим / содержательным / поучительным… Он стал чувственным, подняв в зрителе совершенно новый пласт эмоций и переживаний. Ожидали ли мы чего-то большего?..

Но появилась «Рапунцель»… Вот как говорит об этом Байрон Ховард, один из режиссеров картины: «Человеческие образы в этом фильме не похожи на всё, что вы видели раньше. И я не преувеличиваю: мы оба действительно гордимся тем, чего добились наши аниматоры. Посмотрите на «Рататуй» и «Суперсемейку» – какая там тонкость проработки! Эти фильмы подняли планку очень высоко. Мы должны и дальше поднимать планку. И наши аниматоры это сделали – обратите внимание на мелкие движения нижних век и зрачков, на выразительность взглядов, которая крайне важна для нашей истории».

Кадр из мультфильма "Рапунцель. Запутанная история" / www.disney.ru/rapunzel /

В «Рапунцель» люди изображены карикатурно, но ровно в той степени, чтобы сделать их забавными. Они не слишком реалистичны, но и не слишком мультяшны. Они достаточно похожи на живых людей, чтобы зритель поверил в их чувства, но в них есть и гротескная условность, необходимая для анимационного жанра. Пожалуй, разговор об очаровании «Рапунцель» неотделим от самой технологии создания мультфильма. За каждым персонажем, который оставляет глубокое впечатление в нашем сердце, стоит поистине уникальная работа.

Клэй Кейтис, старший аниматор картины: «Рапунцель – один из самых сложных персонажей, над которыми нам приходилось работать. Первым шагом было сделать симпатичную модель, потом научить её правильно двигаться, сделать так, чтобы щёки реагировали на движения губ. Но как только персонаж трогается с места, он попадает в совершенно отдельный мир. Ну и ты вместе с ним. Надо думать о том, какие ракурсы для неё выгодны, а какие – нет. Если она выглядит некрасивой, начинаешь внимательно изучать каждый кадр, чтобы понять, как это исправить. В компьютерной анимации есть такая обманчивая лёгкость. На самом деле, она не даёт вам автоматически самый лучший вариант; над результатом надо работать и работать».

Сегодня анимационный художник создает не просто трогательный образ, а работает с ним, как с живым существом – он наделяет его физиологией живого существа. И здесь мы (зрители) сталкиваемся с парадоксальным переживанием – на киноэкране мы видим обаятельных мультяшных персонажей. А ведь обаяние – это качество, присущее исключительно живому человеку, отражающее его природную индивидуальность. Но если даже животное (суть тоже живое существо) мы никогда не сможем назвать обаятельным (любого зверька мы скорее найдем умилительным), то как же обаятельной становится мультяшка – плод человеческой фантазии в художественном воплощении?

Кадр из мультфильма "Рапунцель. Запутанная история" / www.disney.ru/rapunzel /

Вот слова другого аниматора «Рапунцель» Джона Карса: «Джон Лассетер (главный креативный директор студий Walt Disney Animation и Pixar Animation, прим.ред.) часто говорит, что персонаж должен задышать. В этом фильме дыхание буквально оживляет наших персонажей. Дыхание Рапунцель слышишь постоянно. На экране не только грудь поднимается и опускается, приходит в движение весь позвоночник и ключицы. Джон просил нас не забывать о дыхании на протяжении всей сцены и говорил нам: “Загляните в душу героини, думайте о том, что её волнует”…».

«Аниматоры смогли передать такие тонкие и глубокие чувства, что это просто фантастическая работа, – добавляет Карс. – Бывало, что мы сидели в просмотровом зале, на экране появлялся готовый кадр, и нам казалось, будто там – живая девушка. Совсем забываешь о том, что она нарисована…»

И с этой точки зрения Рапунцель, именно как персонаж, – анимационное совершенство. С одной стороны это классическая диснеевская принцесса – она красива, добра, отзывчива, отважна, жертвенна, трудолюбива, любознательна… но при этом она уже почти осязаема. Режиссеры Байрон и Натан считают, что анимация – это не просто движущиеся картинки. Они хотят, чтобы за каждым движением стояла эмоция. Все принципы анимации должны быть поддержаны правдой характера Сегодня недостаточно наделить положительного героя красотой и исключительной добродетелью, и собственно иллюзия естества отличает Рапунцель от Белоснежки. Белоснежка являла собой тот самый женский идеал, недостижимый, но к которому нужно стремиться, а Рапунцель отождествила его; и он, как бы уже существующий, стал для нас ориентиром. Это и совершенно иное эстетико-психологическое влияние на зрителя: спекулятивный (теоретический) идеал в нашем сознании заведомо недосягаем, а существующий в реальности – уже сверхзадача.

Вот почему «Рапунцель» нужно смотреть, и не только детям – этот мультфильм настраивает на добрую мотивацию, он вдохновляющий и к тому же безумно красивый. А доброе и/или эстетическое переживание – не это ли конечная цель любого искусства?

Эскиз к мультфильму "Рапунцель. Запутанная история" / www.disney.ru/rapunzel /

В заключении, конечно, хотелось бы сказать о музыке. Подобно классическим картинам Disney, «Рапунцель» потрясающе музыкальна. Здесь звучит саунд и пять новых песен композитора Алана Менкена, обладателя 8(!) «Оскаров» («Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Покахонтас», «Зачарованная» и т.д.). Автором стихов стал Гленн Слейтер, номинированный на премии «Тони» и «Грэмми» за «Русалочку».

«Всегда интересно взять старый сюжет и найти для него современный способ рассказа, не потеряв при этом качества, – говорит Алан Менкен. – Каждый раз это поиски нового языка. Я начал с того, что прочитал историю о Рапунцель и стал думать, как бы так по-новому её рассказать. В каком стиле? Все эти волосы и желание вырваться из башни натолкнули меня на мысли о фолк-роке и таких исполнителях как Джони Митчелл, Джеймс Тейлор, Кэт Стивенс и Джексон Брауни. От этого я и отталкивался».

Песни здесь – это не просто обязательное музыкальное сопровождение для красочной полноты картины, они отражают и подчеркивают нрав своих героев, наполняют атмосферу звучанием – от средневековья и кабаре до американского фолка и ироничного фолка Питера Сигера. «Нашей задачей, – говорит Алан Менкен, –  было услышать голос самого сюжета».

«Рапунцель» – это картина, выстроенная по канонам классического диснеевского мультфильма: здесь есть острохарактерные положительные и отрицательные герои, много приключенческого экшна и здорового юмора, обязательная любовная линия (еще ни одна диснеевская принцесса не отсавалась без принца) и масса уморительных персонажей, без которых сегодня не обходится ни один мультик. Но передано все это с небывалой прежде чувственностью. Создатели фильма, а с ними и мы, зрители, приближаемся здесь к реалистичности так, как никогда раньше, но к реалистичности не нашего мира, а воображаемого, который, кто знает, возможно, где-то  и существует...

 

В широкий прокат новый мультфильм студии Walt Disney Pictures «Рапунцель. Запутанная история» выходит с 25 ноября. Фильм идет в 3D стереоформате, и уже сегодня его называют «настоящей выставкой достижений 3D»…

Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции РГМЦ

Вернуться к списку новостей