Клаус Петер Флор / фото с сайта www.imgartists.comРоссийский национальный оркестр продолжает свой новый концертный сезон. В числе первых гостевых дирижеров оказался немецкий маэстро Клаус Петер Флор, который накануне представил в Концертном зале имени Чайковского роскошную австрийскую программу, составленную из сочинений Моцарта и Малера…

Москвичи и гости города помнят Клауса Петера Флора по гастролям с оркестром Академия Святого Мартина в Полях на фестивале симфонических оркестров мира в 2006 году.

Уроженец Лейпцига Клаус Петер Флор  освоил курсы дирижерского мастерства у таких корифеев как Ральф Рейтер, Рафаэль Кубелик и Курт Зандерлинг. Успешная карьера благоволила насыщенной деятельности Клауса Петера Флора. Уже в 31 год он становится главным музыкальным директором Берлинского симфонического оркестра,  и одновременно сотрудничает с лучшими коллективами Германии – лейпцигским Gewanhaus и Дрезденской Штаатс капеллой.

Музыкант регулярно выступает  с ведущими европейскими оркестрами мира. В настоящее время Клаус Петер Флор возглавляет Филармонический оркестр Малайзии. Особый интерес немецкий дирижер питает к  австро-немецкой симфонической музыке рубежа XIX-XX веков, в частности к симфониям Шумана, Мендельсона, Дворжака и Малера. К творчеству последнего из перечисленных Флор обращается регулярно практически в каждом из своих концертов.

С плетневским коллективом у маэстро Флора сложились теплые доверительные отношения. После триумфального исполнения в 2008 году Шестой «Патетической» Чайковского в США, руководство РНО приняло основательное решение пригласить Клауса Петера Флора в российскую столицу, чтобы выступить обязательно с малеровской программой в год 150-летия композитора.

Клаус Петер Флор о музыке Густава Малера: «Да, я знаком с интерпретациями Вацлава Ноймана. Однако во времена моей юности музыка Малера не так часто исполнялась в Восточной Германии.  Главными образцами, эталонными исполнителями симфоний Малера были Курт Зандерлинг и Леонард Бернстайн,  которого я ездил слушать в Вену и Нью-Йорк. Его репетиции были невероятно содержательными и чрезвычайно полезными для молодых дирижеров. Выступления таких титанических дирижеров дают определенную инъекцию интерпретаций, но непременно  самому нужно научиться слышать эту музыку, самому уметь ее видеть. Мне близка любая симфония Малера, руководство РНО предложило мне исполнить Пятую. Я с радостью согласился, потому что эта еще одна дополнительная возможность соприкосновения с  великой музыкой».

- А с Вашим Малазийским оркестром Вы исполняете симфонии Малера?

- «Да, несомненно. В прошлом году мы играли Пятую и Шестую, а в этом  исполняем Девятую симфонию, и, надо сказать, у нас тоже  определенный свой путь Малера. Насколько я успел понаблюдать по всему миру, действительно, каждый оркестр играет Малера по-своему. У любого из них  существуют свои плюсы и минусы, какие-то моменты бывают сложные и менее удачные. В случае с РНО получился очень тесный плодотворный и  созидательный контакт».

Грандиозная Пятая симфония Малера в интерпретации Клауса Петера Флора воспринималась как песнь о горестях человеческой судьбы. После жуткого фантасмагоричного Похоронного марша, сыгранного Флором в необычно медленном темпе, следовала сквозь призму гротеска безудержная карнавальная стихия австрийского вальса и лендлера, а поэтичная  Адажиетта  казалась неким отстраненным, в то же время  связующим звеном цикла перед оптимистичным Рондо-финалом, решенным в своеобразном вихре перпетум мобиле. Вообще Флор инстинктивно ощущает природу малеровской симфонии. Маэстро удалось добиться от  музыкантов РНО ясной прозрачности, легкости и одновременно цельности звучания. Плотный устойчивый саунд  меди, блестящие россыпи духовых соседствовали с умиротворенной фактурой звучания струнных. Ансамблевое мастерство участников оркестра особенно ощущалось в Третьем скрипичном концерте Моцарта, который предшествовал малеровской симфонии. Солистом выступил концертмейстер оркестра скрипач Алексей Бруни.

Алексей Бруни, скрипач: «Я с одной стороны жалею, что не ограничился сольным выступлением, а с другой стороны рад, что принял участие в Малере. Я думаю, что это было определенной поддержкой оркестру и, наверное, это хорошо, если концертмейстер в состоянии сыграть сольный концерт. Это, мне кажется, хорошо выглядит, хотя и несколько необычно, я это осознаю. Но физически, поверьте, это действительно очень тяжело…»

Алексей Бруни не скрывает своих чувств по отношению к дирижерским качествам Клауса Петера Флора:

«Он очень искренний, эмоциональный и очень непосредственно глубоко чувствующий музыку. Этот эмоциональный захлест, может быть, иногда создавал некоторые сложности в репетиционном процессе, поскольку он очень часто хотел все и сразу. Дело в том, что у оркестра, конечно, огромный репертуар, но при этом Малера нельзя причислить к тем композиторам, чьи сочинения мы играем часто и постоянно. И за довольно короткий репетиционный процесс поднять такое гигантское сочинение достаточно трудно».

В одном из следующих концертов РНО состоится  российская премьера симфонии для хора и оркестра «Dixi» Г.Канчели, а в начале ноября можно будет услышать в концертном исполнении «Валькирию» Р.Вагнера (второй вечер грандиозной тетралогии «Кольцо Нибелунгов»). Не менее впечатляющим обещает стать юбилейный гала-концерт к 20-летию со дня основания коллектива с участием Кента Нагано и главного дирижера РНО Михаила Плетнева.

 

Виктор Александров из Концертного зала имени Чайковского специально для радиостанции «Орфей» 

Вернуться к списку новостей