В преддверии 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки и Центральный концертный оркестр ВМФ имени Н.А. Римского-Корсакова проводят уникальную акцию: впервые за прошедшие два века обретут свой голос участники российско-французских баталий — наградные российские серебряные трубы и трофейные французские барабаны.

В течение концертного сезона 2010-2011 (28 октября, 25 ноября, 10 февраля, 24 марта) в Прокофьевском зале ГЦММК им. М.И. Глинки раритеты «Серебряной коллекции» «оживут» в руках музыкантов ЦКО ВМФ под руководством капитана 1 ранга Алексея Карабанова.

Серебряные наградные трубы 1812 года — ценнейшие экспонаты музыкальной коллекции ГЦММК им. М.И. Глинки. Их появление связано с традицией, существовавшей в российской армии с 18-го века: еще в 1737 году один из батальонов Измайловского полка, отличившийся при взятии крепости Очаков, был награжден серебряными трубами. С конца XVIII века награждение трубами и литаврами вошло в законодательство, они стали считаться регалиями.

ГЦММК им. М.И.Глинки обладает уникальной коллекцией серебряных музыкальных инструментов – боевых наград, большая часть которых так или иначе участвовала в наполеоновских войнах, и им без малого 200 лет. На ряде инструментов есть соответствующие надписи, позволяющие узнать, кто и за что их получил. Так, например, на некоторых трубах выгравировано: «За храбрость противу неприятеля при Фер-Шампенуазе 13 марта 1814 года». Известно, что такая надпись была сделана на трубах, пожалованных Лейб-гвардии Драгунскому полку. Есть инструменты, пожалованные Астраханскому полку, Второму и Третьему Украинским Казачьим полкам, Сибирскому Уланскому полку. На серебряных трубах играли в особых случаях, но бывало, что они участвовали в последующих сражениях и имели свою боевую историю. Вместе с трубами – боевыми наградами – в коллекции Музея есть и музыкальные инструменты, составляющие необходимую принадлежность воинского обихода российской армии: барабаны и литавры, флейты, трубы и рожки.

Великолепные по качеству и драгоценные по составу серебряные трубы подвергнутся некоторой реконструкции: вопрос в том, что так называемые «кавалерийские трубы» строились в тоне соль, который сегодня уже не используется в исполнительской практике, поскольку в армейской практике верх одержали «пехотные трубы» в строе си-бемоль. Реконструкция связана не только с приведением труб в рабочее состояние, но и с «разжалованием» их в более удобный для современных исполнителей строй. Барабанам из коллекции Музея Глинки также вернут их первоначальный «боевой дух».

Вернуться к списку новостей