Камерный оркестр Израиля оркестр принял решение об отмене ранее секретно запланированных выступлений на Вагнеровском фестивале в Байрейте, Германия.

Это должно было быть историческое событие, так как музыка Вагнера долгое время была запрещена к исполнению в Израиле, а израильские музыканты избегают исполнять произведения этого композитора. Считается, что Рихард Вагнер был любимым композитором Гитлера, а узников концлагерей отправляли в газовые камеры под звуки его опер. Известно также, что сам Вагнер пропагандировал националистические и антисемитские идеи.

Несмотря на это, нынешний глава Камерного Оркестра, австрийский еврей Роберто Патерностро и прапрпавнучка Рихарда Вагнера, Катарина Вагнер около года назад договорились о "примирении" семьи композитора и еврейского народа. Катарина планировала прилететь в Тель-Авив и объявить о нем на специальной пресс-конференции, на которой, кроме прочего, она должна была зачитать соответствующее послание канцлера германии Ангелы Меркель.

Решение оркестра принять участие в фестивале, который уже больше ста лет ежегодно проходит в имении композитора, вызвало бурную реакцию в Израиле. Израильское музыкальное руководство, опасаясь скандала, поспешило заявить об отмене поездки в Байерейт.

Первый музыкальный фестиваль в Байрейте открылся еще при жизни Вагнера — 13 августа 1876 года. После смерти композитора руководство фестивалем взяла на себя его вдова – Козима Лист-Бюлов-Вагнер. В 1907 году байрейтская вдова передала руководство фестивалем сыну Зигфриду. Примерно в середине 1920-х годов Зигфрид устранился от руководства фестивалем, а роль «второй Козимы» начала играть его жена Винифред Вильямс, к которой после смерти мужа в 1930-м году перешла вся полнота власти.

Слава Байрейта как колыбели «нордического духа» в его не лучших проявлениях берет начало еще в глубинах XIX столетия. Даже если оставить в стороне самого Вагнера с его «первородным антисемитизмом» и Козиму, считавшую своего Рихарда «могучим спасителем германского духа», фестиваль все равно не может похвастаться политкорректной исторической репутацией. Большой любовью Винифред Вильямс был живой Адольф Гитлер, который, по некоторым свидетельствам, отвечал ей взаимностью. Именно при Винифред и при Третьем рейхе Байрейтский фестиваль превращается в ассамблею партийной верхушки, куда стремились попасть все, кто жаждал карьеры или укреплял свое общественное положение в условиях нацистского режима. Байрейт объявляется «памятником культуры национального значения» и заваливается субсидиями. После крушения рейха Винифред Вагнер была признана судом «причастной к преступлениям нацизма». Она умерла в 1980 году.

Сейчас Байрейтским фестивалем руководят Катарина Вагнер Ева Вагнер-Паскье. Около тридцати спектаклей идут в Байрейте с конца июля по конец августа. Помимо ключевого элемента — тетралогии «Кольцо Нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Сумерки богов»), это последняя опера Вагнера «Парсифаль», идущая здесь почти каждый год, как того и желал сам основатель. Редкий сезон обходится без «Тристана и Изольды». Кроме того, из года в год ставятся то одна, то другая из более ранних опер — «Тангейзер», «Летучий голландец», «Лоэнгрин» или «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Вернуться к списку новостей