В течение двух дней прошедшего уикенда, 3 и 4 сентября, в рамках празднования Дня города Москвы на территории старинной фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной проходил фестиваль современной музыки и медиаискусства MIGZ.

Вообще сам факт возникновения подобного фестиваля в нашем культурном пространстве весьма важен и знаменателен, ибо говорит он именно о том, что на сегодняшний день современная музыка (а это, как правило, электронная музыка и, по сути, клубная музыка) представляет собой самостоятельное и окрепшее культурное явление, способное влиять и направлять. Электронная музыка выходит из области экспериментального искусства и постепенно становится полноправной частью мировой музыкальной культуры. А в аудитории ее почитателей появляется все больше ценителей – людей, которые слушают эту музыку, понимают эту музыку, изучают её и видят её значимость.

Таковой электронная музыка становится буквально на наших глазах. Еще каких-то десять лет назад она принадлежала лишь сфере интересов прогрессивной молодежи и музыкальных нигилистов. Она противопоставляла себя традиционной музыкальной культуре и в первую очередь всей живой (акустической) музыке – классической, авангардной, этнической, джазовой... Электронная музыка была революционной, и она не находила никакого понимания у консервативной публики. Здесь она считалась примитивной, временной, бессодержательной, искусственной, вредоносной, безвкусной… Таковой она зачастую и была. Таковой она зачастую бывает и сегодня. Но…

Совершенно чудесно об этом сказала Валерия Ценова, доктор искусствоведения и профессор Московской консерватории: «Новый вид искусства, который обычно называют "электронной музыкой", возник сравнительно недавно и, безусловно, не на пустом месте. Исторически почва для этого была подготовлена как возможностями современной техники и человеческого разума, так и развитием самого звукового материала…». И это важно – важно понимать, что электронная музыка стала естественным продолжением всеобщей музыкальной истории. Отношение к ней и по сей день остается весьма неоднозначным и противоречивым. Все так же консервативная публика взирает на нее с изрядной долей скептицизма, и электроника по-прежнему остается наиболее востребованной именно в молодежной среде.

MIGZ-2010 / фото с сайта www.44100.com /

Тем не менее, современная музыка находит все больше профессионального признания, в том числе и у нас. Существует секция электроакустической музыки при Союзе композиторов, есть «Термен-центр» (центр электроакустической музыки), а также сектор электронной музыки в лаборатории звукозаписи при Московской консерватории. В 2003 году там же появилась кафедра современной музыки под руководством видного композитора Владимира Тарнопольского. По его же инициативе при консерватории был создан первый в России Научно-творческий центр современной музыки. Кроме того возникает масса интереснейших синтезов на базе взаимодействия акустических и электронных звуковых конструкций, экспериментальных музыкальных проектов. Наконец, чтобы увидеть все лучшие достижения в данной области появляется необходимость в специализированных смотрах – фестивалях и форумах. Одни из них ориентированы на специфический академический формат, другие на более широкий – клубный. К последним относится фестиваль MIGZ, который представляет собой ярчайший срез клубной культуры, где акцент следует делать именно на слове культура

Однако прежде, чем перейти непосредственно к обзору самого фестиваля, необходимо сказать о том, что академическая электронная музыка и клубная электронная музыка имеют ряд принципиальных отличий, которые в первую очередь заключаются в предпосылках возникновения и в условиях нынешнего существования. Это две абсолютно  разные среды обитания. По сути, существует три способа непосредственного (живого) восприятия музыки – это театр (опера, музыкальный спектакль, мюзикл), концерт (публичное исполнение музыкальных произведений, при котором зрелищная часть, как правило, сводится к минимуму) и дискотека, или, говоря сегодняшним языком, клуб (в данном случае минимизируется аспект созерцания). Иными словами, одна музыка предназначенна для сопровождения зрелищ и действ, под другую музыку хочется созерцать, думать, размышлять, мечтать, погружаться в себя, а есть музыка, под которую хочется… танцевать.

Нижегородский дуэт The Tapeaters / Photo - Nikita Astrahankin / www.myspace.com/tapeaters /

В академическом пространстве электронная музыка всегда существовала и существует как некий эксперимент – очень осторожный и очень вдумчивый, с оглядкой на достижения прошлого, с пониманием канонов (а академическая музыка всегда канонична), с бережным отношением к наследию великих предшественников, с учетом этических и эстетических принципов исполнения и подачи музыкального материала. Здесь она не находит широкого и повсеместного применения и, что очень важно, она не выходит за рамки концертного формата. В клубе электронная музыка нашла свою стихию и стала стихийно развиваться – она освободилась от условностей и прочих сковывающих факторов, она стала безграничной в своих проявлениях. Здесь она могла быть сумасшедшей, эпатажной, психоделической и даже антиэстетичной, здесь она стала танцевальной и… коммерческой.

На сегодняшний день клаббинг – это не только важный и сложный социальный опыт, но уже полноценная и сформировавшаяся культура. Здесь существует своя специфика – определенный контингент людей (клабберы), мода, стиль, образ жизни, манера поведения, традиции… Фундамент всей этой культуры составляет электронная музыка, которая может существовать сама по себе, но без которой не может существовать клуб.

В России в клубной культуре очень много одиозного, а в электронной музыке недоброкачественного. Пожалуй, для оценки реальной ситуации нам не хватало добротного и объективного международного форума. И вот появился фестиваль MIGZ, который сделал тот самый «реверанс» в сторону высокой клубной музыкальной культуры. Фестиваль очень молодой, ему всего три года, и он еще не вышел из того возраста, когда можно было бы с уверенностью говорить о том, что его ждет большое и насыщенное будущее. Тем не менее, MIGZ – пока что единственный российский форум подобного рода, размаха и качества. Надо сказать, что в Европе и Америке практика аналогичных смотров гораздо шире и многолетнее, впрочем, как и уровень развития электронной музыки в целом.

MIGZ-2010 / www.migz.ru /

Что же представлял из себя MIGZ-2010?

В рамках фестиваля в пространствах фабрики «Красный Октябрь» функционировало две музыкальные сцены – Cube и Air, два лектория (Class), три кинозала, выставочное пространство (Space) и дизайнерский Market. Надо сказать, что мультимедийная составляющая не была сильной стороной этого фестиваля, и на высшем качественном уровне здесь была представлена именно музыкальная программа. Впрочем, за ней сюда и нужно было приходить и не только, чтобы узнать, что и в России есть хорошая электронная музыка, но и понять, куда двигаться дальше.

Фестиваль взял абсолютно клубный биоритм – официальная программа на «Красном Октябре» (MIGZ Day) открывалась в шесть часов вечера и длилась до двух часов ночи, а свое неофициальное продолжение находила в рамках MIGZ Night в столичных клубах Москвы (Солянка, Шанти, Denis Simachev Bar и Dome). Мы побывали на фестивале во второй день, 4 сентября. На Air-сцене творили ветеран московской техно-тусовки DJ Chizh (Александр Корнеев), прогрессивно развивающийся отечественный музыкальный рекорд лейбл Mako Records (основатель Евгений Пожарнов), классики из московской рок-лаборатории легендарная группа «Альянс» (фронтмен Игорь Журавлев). Самым впечатляющим здесь оказалось выступление нижегородского дуэта The Tapeaters (Вадим Пухов и Дмитрий Козлов) с актуальным и очень добротным электропопом в лучших традициях жанра.

Нижегородский дуэт The Tapeaters / Photo - Nikita Astrahankin / www.myspace.com/tapeaters /

Cube-сцену в этот день целиком покорил DJ Food (Кевин Фоукс) из Великобритании.

>> «Пищу для диджеев» придумали в начале 90-х двое основателей Coldcut вместе с друзьями-коллегами Патриком Карпентером и Кевином Фоуксом; пять дисков их серии «Jazz Breaks» – блестящий пример виртуозной работы с обрывками музыки, соединение несоединимого в одно пестрое и многоцветное полотно, сочная и долговечная помесь хип-хопа с джазом. Сегодня под маской «DJ Food» скрывается один Кевин Фоукс, ветеран творческого объединения Ninja Tune, – но и в одиночку он не проигрывает прежним коллегам; играет быстро и метко. Он один из продюсеров радиошоу Solid Steel, в свое время способствовавшего прорыву новой электронной культуры в большой мир.

Вот уж действительно удивительное переосмысление и искусное применение самой разножанровой музыки в электронном контексте. Показательный пример того, что в создании любой музыки крайне важно гармоническое и стилистическое понимание. В интеллектуальной электронике от DJ Food как будто улавливается вся мировая музыка от ортодоксального хип-хопа, доброго фанка и отчаянного дабстепа до латинских мелодий, джазовых мотивов, реги и джангл ритмов – все вместе выбрасывает публику в экспансивный космос.

DJ Food / www.djfood.org /

В целом пространство фестиваля MIGZ было организовано очень грамотно с точки зрения расчета не только на прогрессивную молодежь, которая со знанием дела придет послушать определенного диджея или, скажем, лекцию, но и с учетом публики, которой только предстоит знакомиться со всем этим актуальным искусством. Так, например, в помещении сцены Cube помимо традиционного танцпола были предусмотрены сидячие места для тех, кому необязательно постигать современную музыку в перманентной танцевальной динамике.

Выставочное пространство оказалось не сильно впечатляющим, однако и здесь можно было найти интересные проекты. «Улыбнула» серия картин Михаила Комиссарова «ONICA» - наивная графика, сделанная с минимальным количеством изобразительных средств (маркер, бумага, ткань, свет). Каждого входящего в черную комнату с неоновым светом встречало авторское превью, настраивающее на доброе восприятие картинок:

>> «В работе над собой мы избавляемся от всего лишнего внутри нас, и освободившееся пространство заполняется Божественным светом. Под влиянием этой трансформации была создана серия картин ONICA».

Днем раньше Михаил Комиссаров под сценическим псевдонимом DOP`Q отметился с Live-сетом при участии барабанщика Василия Никитина на Air-сцене. Помимо прочего он является одним из основателей и идейных вдохновителей интернет-проекта Untitled Community, в рамках которого процветает живой, не отягощенный псевдокреативом многогранный современный арт.

Михаил Комиссаров / ONICA / www.untitled.suwww.dopq.info /

Любопытной оказалась инсталляция Tangible от японской дизайнерской студии W0W.

>> «Мы пытались осознать связь между осязаемым миром и неосязаемым. Tengible – это инсталляционная работа, состоящая из десяти короткометражных фильмов. Тени плюща вырастают из силуэтов винных бутылок, бокал вина внезапно искажается, становясь чем-то живым. Да что я вам объясняю? Не всегда бывает легко отличить реальность от иллюзий. Tengible как раз о том, что границы уже стерты».

(Казухико Камеда, продюсер дизайн-студии W0W)

Инсталляция Tangible напомнила улучшенный вариант «Пространственной литургии №3» Олега Кулика, представленной в прошлом году в ЦУМе в рамках III Московской биеннале современного искусства. Здесь в основу также лег театр теней, переведенный в графический видеоряд.

Инсталляция Tangible / www.w0w.co.jp /

Лекционная программа фестиваля была заявлена очень мощно как тематически, так и приглашенными «лекторами». Однако практически (акустически и визуально) была реализована не самым удачным образом. Посторонние звуки, доносившиеся из соседних кинозалов, хаотичный шум зоны Space да и биты со сцены Cube совершенно заглушали лекционный процесс. Потрясающую лекцию «Ремикс в кино» подготовили режиссер Рашид Нугманов и создатель арт-группы «Doping-Pong», известный арт-директор и публицист Дмитрий Мишенин. Посвящена она была отреставрированной версии культовой киноленты Рашида Нугманова «Игла» с Виктором Цоем в главной роли - «Игла. Remix». Авторы проекта поделились совершенно уникальным опытом работы над картиной, где ювелирный монтаж собрал воедино старые и заново отснятые видеоматериалы, закадровые съемки, не вошедшие в оригинальный фильм, графические кадры, стилизованные под комикс и новейшие цифровые технологии. Проект специально был задуман к 20-летней годовщине гибели Виктора Цоя. На большие экраны «Игла. Remix» выходит 16 сентября.

>> «Уникальность и аутентичность проекта заключается в том, что в нем принимает участие весь оригинальный состав фильма «Игла» — актеры, сценаристы Бахыт Килибаев и Александр Баранов и оператор Мурат Нугманов. Вся старая гвардия. И, конечно, главная особенность ленты в том, что в «Игла. Remix» окончательно сливается образ супермена Моро и звезды русского рока Виктора Цоя в единого киногероя, который одинаково хорошо владеет приемами карате и игрой на гитаре. Между Виктором в жизни и в кино стирается тонкая грань, которая если и была в «Игле», то в «Ремиксе» исчезает навсегда, и персонаж реальный и киношный становится окончательно цельным…»

Трейлер фильма Рашида Нугманова "Игла. Remix" / www.iglaremix.ru /

Пожалуй, наименее востребованной оказалась кинопрограмма фестиваля. За один фильм на двух сценах успевало смениться четыре dj-сета и две лекции. Впрочем, если в будущем количество фестивальных дней будет увеличиваться, то и кино непременно найдет здесь своего зрителя.

В целом фестиваль MIGZ оставил абсолютно фееричное впечатление – замечательная насыщенная и конструктивная панорама новейшего искусства; сильный креативный подход и большой запас еще нереализованного потенциала...

Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"

Ссылки по теме:

>> Официальный сайт фестиваля MIGZ

>> Артисты фестиваля MIGZ-2010

>> 44100.com - Портал об электронной музыке в России

Вернуться к списку новостей