21 сентября состоится открытие II Международного музыкального фестиваля  «Под знаком вечности», который пройдет с 21 по 28 сентября в Санкт-Петербургской консерватории. На этот раз фестиваль  имеет подзаголовок «Царственные книги» и посвящен фигурам трех русских царей – Ивану Грозному, Борису Годунову, Петру I.  

Музыкальный форум  откроется 21 сентября  грандиозным гала-концертом, в котором прозвучат сцены из опер русских композиторов. В этот вечер публика сможет сравнить интерпретацию  образа  Ивана Грозного в творчестве русских композиторов  разных эпох: от Римского-Корсакова до Сергея Слонимского. Интерес к этой противоречивой фигуре русской истории на протяжении веков привлекал и продолжает привлекать русских писателей, художников и композиторов.  В первой  опере Римского-Корсакова «Псковитянка», написанной на сюжет драмы Льва Мея, грозный царь не лишен обаяния, и показан, как любящий отец своей незаконнорожденной дочери, трагически переживающий ее кончину. Несправедливым и жестоким тираном предстает царь в опере Антона Рубинштейна «Купец Калашников», созданной по поэме Лермонтова. Чайковский, первый ученик Рубинштейна в Петербургской консерватории, по-своему продолжил тему, затронутую учителем. В своей опере «Опричник» композитор вывел не образ Ивана Грозного, а показал острый социальный конфликт между двумя группировками:  опричиной и земщиной.  В опере  нашего современника Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного» в центре внимания композитора и его либреттиста, известного писателя и драматурга Якова Гордина, не добрые дела и заслуги царя, а его страшные кровавые злодеяния, которым нет и не может быть прощения. Это бесчинства опричнины, кровавые расправы над подданными в Москве, разгром вольного Новгорода, разнузданные оргии и распутство монарха в Александровской слободе, сопровождаемые усердным замаливанием грехов; бесконечные свадьбы Грозного, трагические как для его жен, так и для судеб России, зверское убийство царевича Ивана.

Борис Годунов не пользовался среди композиторской братии столь высокой популярностью, но одноименная опера Мусоргского не сходит с ведущих оперных сцен, неизменно привлекая публику. Интересно, что обращаясь к  теме взаимоотношений царя и народа,  композитор делает  народ практически главным  действующим лицом своей величайшей музыкальной драмы.

Тщательно продуманная архитектоника концерта-открытия, исполнение шедевров  русской оперной классики  знаменитыми и любимыми публикой певцами в сопровождении симфонического оркестра Театра консерватории под управлением музыканта мировой величины Сергея Стадлера, безусловно, сделает открытие II – го Международного Фестиваля «Под знаком вечности»  одним из значимых и интереснейших событий  культурной  жизни  Петербурга и России.

 

>> www.conservatory.ru

Вернуться к списку новостей