Приветствуемая критиками одна из новинок Зальцбургского фестиваля 2009 года – постановка оперы Моцарта «Так поступают все женщины» готовится выйти в свет в новом варианте в августе этого года. Скандальная история, составляющая основу либретто да Понте и Моцарта, также известна под названием «Школа влюбленных». Миа Перссон, Изабель Леонард, Топи Ехтипуу и Флориан Беш – в роли влюбленных и французская сенсация Патрисия Петибон - в роли Деспины.

 

Фото с официального сайта Зальцбургского фестиваля www.salzburgerfestspiele.at

 

Зальцбургский фестиваль – один из самых известных и популярных в мире. Принять участие в оперных постановках этого форума считается невероятно престижным, а успешное выступление гарантирует продвижение по карьерной лестнице. Достаточно вспомнить, что головокружительная мировая карьера Анны Нетребко началась именно с Зальцбургского фестиваля 2002 года – после ее дебюта в «Дон Жуане» Моцарта. «Дон Жуан» является обязательной оперой в программе - в 2008 году она была в постановке Клауса Гута с Доротеей Рёшман, Анеттой Даш и солисткой «Новой оперы» Екатериной Сюриной. К слову, Екатерина - одна из самых востребованных молодых певиц в мире: Лондонский Ковент-Гартен, парижская Опера-Бастилья, Штаттс-опера в Вене и Берлине, Метрополитен-опера охотно приглашают молодую россиянку.

В «Ромео и Джульетте» Гуно пару Роландо Вильясону вместо Анны Нетребко составила грузинская певица Нино Мачаидзе и сопрано Айлин Перэс – протеже Пласидо Доминго (их совместный концерт прошел в Москве в феврале этого года). Нынешний успех Вильясона и его блестящая работа в партии Ромео оказались не только его личным достижением, но и подтянули достаточно ординарный спектакль к уровню качественной зальцбургской продукции, где был и магнетизирующий центр - Вильясон, и отличная работа Зальцбургского оркестра Моцартеума под руководством канадского маэстро Янника Незе-Сегена, дебютировавшего на Зальцбургском фестивале, и ряд эффектных сценических решений, претендовавших если не на свежую интерпретацию шекспировской истории любви, то, по крайней мере, на зрелище.

В «Отелло» Верди с Риккардо Мути за дирижерским пультом принимал участие Сергей Антоненко (нам этот солист Латвийской оперы знаком по недавним гастролям театра в Москве, он пел Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича) с партией Отелло и знаменитый баритон Карлос Альварес (Яго). В роли Дездемоны в Зальцбурге дебютировала 29-летняя москвичка Марина Поплавская, и западные критики в один голос предрекли ей блестящее будущее. «Плоть и кровь Дездемоны» (Wiener Zeitung) обладает «потрясающим тембром, созданным словно из шелка, шампанского и наждачной бумаги» (Der Tagesspiegel).

Новинкой моцартовского цикла в 2009 году стала «Так поступают все женщины» - самая легкомысленная и самая веселая из трилогии поздних моцартовских опер-буффа. Конечно, при бюджете фестивальных спектаклей ничто, казалось бы, не мешает поставить ее академично, в «большом стиле» - с пышными кринолинами, ароматной пудрой париков... Но всякий оперный спектакль в Зальцбурге делается именно так, чтобы не было скучно, а было, наоборот, заманчиво, зрелищно, незабываемо и даже провокативно. В то же самое время фестиваль строго блюдет нормы повышенной аккуратности в отношении партитуры. Опера Моцарта шлa на мировых сценах под таким множеством разных названии, какого не знала ни одна другая опера в истории этого жанра: «Женщины, подобные этой», «Услуга за услугу», «Кто выиграл пари?», позже - «Бесплодные усилия любви». Опера «Так поступают все женщины» никогда не была столь популярна, как «Фигаро» и «Дон Жуан», однако собственно музыка этой оперы, как признают критики, столь же замечательна.

«Бенвенуто Челлини» - творение Гектора Берлиоза, провалившееся еще во время премьеры и с тех пор не ставившееся (за редчайшим исключением). Однако результат ее постановки оказался интригующим. Ее автор молодой немецкий режиссер и художник Филипп Штёльцл прославился своей работой с «Раммштайном», Мадонной и другими звездами. Он создал грандиозное зрелище: с крышей дома или лавкой китайца в забытом Богом переулке, абсолютно нестатичное. Нереальный, фантастический Рим - потому как невозможно себе представить, что Папа Римский (достойный дебют баса Михаила Петренко из Мариинки) когда-нибудь появится в обществе на красном вычурном автомобиле с крылышками, да еще и в сопровождении двух романтических белокурых мальчиков. Подмастерье Челлини Асканио, например, поет свою арию без головы, с головой, но замаскированной под профессора Доуэля и т.д. Ради одной только постановки (не говоря об исполнении) непременно нужно посмотреть эту оперу.

Зальцбургский фестиваль подписал контракт с музыкально-производственной компанией Unitel на ежегодные записи своей продукции, начав сотрудничество с Кинотеатрами всего мира. По сути, все эти тенденции означают переход фестиваля в иное качество: не только эстетического, но и имиджевого порядка. Культивировавшаяся на протяжении многих десятилетий «алтарная» закрытость и иерархический феномен звезд уходят в Зальцбурге в прошлое.

 

24 августа, 19.00

Большой зал, стоимость билета 300 рублей

www.arbat-moskino.ru

Вернуться к списку новостей