Кинотеатр "Художественный"

28 июля - 3 августа, сеансы в 13:00 и 19:00
Большой зал и Малый зал
Вход свободный

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ «МОСКВА-ТУЛУЗА»

АРХИВНОЕ РУССКОЕ КИНО, ФРАНЦУЗСКИЕ МУЗЫКАНТЫ, СИНЕМАТЕКА ТУЛУЗЫ

 

 

Фестиваль дает возможность зрителям увидеть программу, составленную Синематекой Тулузы, открыть для себя русское архивное кино под аккомпанемент французских музыкантов, и познакомиться с современными французскими картинами ранее не выходившими на российские экраны. В программе представлено девять фильмов разных лет. Таким образом, у зрителей будет возможность увидеть некую ретроспективу французского кинематографа, где особое внимание уделено городу Тулузе и его окрестностям, где были сняты многие картины.

Фестиваль откроется Киноконцертом Шарлотты Кастелла и Давида Лефевра и фильмом «Папиросница Моссельпрома» на русском языке с французскими субтитрами. Этой совершенно новой версии «Папиросницы Моссельпрома» французские музыканты будут аккомпанировать на фортепиано, контрабасе, виолончели, гитаре, цимбалах и ещё споют…

В рамках фестиваля также запланированы встречи с французскими музыкантами (Шарлотта Кастелла, Давид Лефевр и Аким Бенчуала) и с дирекцией Синематеки Тулузы, в лице Наташи Лоран и Франка Луаре, которые представят фестивальные картины.

Фильмы демонстрируются с кинопленки 35 мм с французскими и русскими субтитрами.

 

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:

......................................................................................................

Киноконцерт «Папиросница Моссельпрома»

Жанр: Немой, ч/б,78 мин,
Год выпуска: 1924
Режиссер: Юрий Желябужский
Гости: Музыканты Шарлот Кастелла и Давид Лефевр, директор Тулузской синематеки Hаташа Лоран

В 1924 году при выходе на экраны «Папиросница от Моссельпрома» была представлена публике как «первая советская кинокомедия». Фильм рассказывает о приключениях юной лотошницы Зины, которая влюбляется в кинооператора Латугина и попадает в закулисный мир «седьмого искусства»…

Комедия была снята в Москве (во многом на натуре) и стала важным свидетельством особого направления в советском кинопроизводстве 1920-х. Это одна из первых лент, выпущенных студией «Межрабпом-Русь» - наполовину частной кинокомпанией, которой удалось примирить хозяйственную автономию, политическую позицию и творческое новаторство и привлечь к съемкам лучших артистов той эпохи. Реставрируя этот фильм, Тулузская Синематека отдавала дань не только оригинальнейшей киноленте, но и многолетним тесным связям Синематеки с Госфильмофондом.

 

>> Музыкальное сопровождение: Шарлотта Кастелла (пианино, виолончель) и Давид Лефевр (контрабас, гитара, виолончель).

Судя по документам 1920-х, заказа на написание музыки специально к этому фильму не было. Юрий Желябужский предпочел, чтобы на каждом показе «Папиросницы от Моссельпрома» тапер импровизировал. Лента была предназначена для широкой публики, для огромного количества зрителей, и музыкальному сопровождению предстояло быть легким, никак не затрудняющим демонстрацию фильма в прокате. В наши дни Синематека обратилась к двум музыкантам из Тулузы, Шарлотте Кастелла и Давиду Лефевру, с просьбой аккомпанировать на показах отреставрированной копии.

Шарлотта Кастелла (Charlotte Castellat), окончив Консерваторию Тулузы по классу виолончели, пришла в театр: играла во многих спектаклях группы Ex-Abrupto, написала и исполняла музыку к спектаклям «Рембо неистовый» (2006) и «Трамвай “Желание”» (2007).

Давид Лефевр (David Lefebvre) – музыкант стиля клезмер, участник ансамбля «Глик» («Glik»), в котором он поет и играет на малых цимбалах и бузуки. Автор песен, композитор, музыкант, он участвует в музыкальном оформлении театральных спектаклей – в частности, постановок Дидье Каретта (главы тулузской группы Ex-Abrupto), а также аккомпанирует на сеансах немых фильмов.

......................................................................................................

Рожденные в 68-м

Жанр:,цв.,173 мин
Год выпуска: 2008
Режиссеры: Оливье Дюкастел и Жак Мартино

1968 год. Катрин, Ив и Эрве – парижские студенты. Им по двадцать лет, они влюблены друг в друга. Майские волнения 68-го переворачивают всю их жизнь. Охваченные утопической мечтой об идеальной жизни в коммуне, они отправляются с еще несколькими друзьями на заброшенную ферму в департаменте Лот. Стремление к свободе и поиски собственного пути заставляют каждого, в конце концов, сделать свой выбор. Пути друзей разойдутся.

1989 год. Взрослеют дети Катрин и Ива. Им предстоит выйти в мир, в котором произошли глубокие перемены. Кончается эпоха коммунистических идеалов. Грозным предупреждением человечеству становится начало эпидемии СПИДа. Нужно переосмыслить наследие поколения отцов – поколения борцов… Фильм снят в департаменте Лот и Гаронна на юго-западе Франции. В нем снималось много французских киноактеров из молодого поколения – в том числе, Летиция Каста, одна из самых крупных современных звезд.

......................................................................................................

Брайтонские близнецы

Жанр: комедия, ч/б, 79 мин
Год выпуска: 1936
Режиссер: Клод Эйманн (по сценарию Роббера Брессона и Жоржа Фридланда)

Богатый дядюшка желает, чтобы у него был только один наследник. Но у его ближайшего родственника два сына – близнецы. Что делать? Спрятать одного из близнецов. Но которого? А когда они встретятся… Для реставрации (в рамках государственного плана по сохранению кинонаследия) фильма «Брайтонские близнецы» была взята за основу копия на горючей пленке, хранящаяся в Тулузской Синематеке. В сюжете фильма сочетаются элементы английского «нонсенса» и американского бурлеска, а «дирижер» этой блестящей комедии – выдающийся французский актер Ремю (Жюль-Огюст Мюрер), который появляется на экране в одной – нет, в двух - нет, в трех ролях…

......................................................................................................

Фарребик (дневной сеанс в 13.00)

Жанр: Документальный фильм,100 мин
Год выпуска: 1945
Режиссер: Жорж Рукье

Селение Гутренс в области Руэрг (регион Овернь на юге центральной части Франции). На хуторе Фарребик живет крестьянская семья в мирном ритме смены времен года. Глава семьи, дедушка, - все еще хозяин хутора. Его старший сын Рок, приверженец старинного уклада, не соглашается с современными идеями младшего брата Анри. И все-таки нужно провести на хутор электричество. Мы становимся свидетелями долгих бдений семьи зимними вечерами, пробуждения земли весной, сенокоса и жатвы летом, сбора винограда и каштанов с наступлением осенней поры. Жена Рока рожает своего пятого ребенка. Анри ухаживает за миловидной Фабреттой. Умирает дедушка. Рок наследует его хозяйство.

Жорж Рукье прожил год среди этих крестьян, играющих в фильме самих себя. Его картина – не документальный фильм, а лирико-поэтическая лента в духе работ Роберта Флаэрти. «Фарребик» - и замечательное произведение искусства, и ценнейшее свидетельство о крестьянской жизни во Франции.

......................................................................................................

Моё любимое время года

Жанр: драма,цв, 125 мин
Год выпуска: 1992
Режиссер: Андре Тешине

Тулуза. Великолепные широкоэкранные кадры. Брат и сестра, на время потерявшие друг друга из виду, вновь встречаются: их сводит болезнь матери. Обоим около сорока лет. Сестра – нотариус, замужем, мать семейства. Брат – хирург, взбалмошный, одинокий. Их матери стало плохо, и вдруг вся их жизнь словно испытывает электрошок. Под внешней упорядоченностью и монотонностью жизни, оказывается, таилось много трещин. Счастливые воспоминания прошлого – где они: затеряны, запрятаны куда-то глубоко? И вот возрождается былая тесная связь, слитность двух душ. Путь от забытого прошлого ко вновь обретенной памяти, от трещин и страданий – к выздоровлению души, ее расцвету. Жизнь и ее циклы – как смена времен года.

Андре Тешине, уроженец Тулузы, лично передает свои картины Тулузской Синематеке. В ленте «Мое любимое время года» режиссер прославляет родной город. Это один из лучших его фильмов: его отличают отточенность стиля, совершенство киноязыка, прозрачность классического повествования.

......................................................................................................

Сокровище Собачьих островов

Жанр: ч/б,108 мин
Год выпуска: 1990
Режиссер: Франсуа Жак Оссан

Выход кадра из диафрагмы, многочисленные титры-надписи – как в немом кино, странные декорации, великолепное использование черно-белого изображения… Франсуа-Жак Оссан, алхимик кинопленки, погружает нас в тревожный мир своей пост-ядерной поэтики. Фильм «Сокровище Собачьих островов» с его волшебной, чарующей красотой построен как приключенческая лента «категории B». Мало сказать, что кино Оссана – это эксперимент. Нужно его пережить. Так, как живут в нем персонажи под предводительством некоего Капитана Смерти, Улисса из концерна Крио’Кор: персонажи, без конца пересекающие (сами того не зная) границу невидимого мира в поисках особой руды, которую стерегут алые ночи Собачьих островов. Франсуа-Жак Оссан, визионер киноэкрана, передал все свои картины Тулузской Синематеке, с которой он поддерживает тесную дружескую связь.

......................................................................................................

Настоящий мужчина

Жанр:цв, 120 мин
Год выпуска: 2003
Режиссер: Арно и Жан Мари Ларьё

Однажды в Париже, на вечеринке, встречаются Борис, учащийся на кинорежиссера, и Марилин – «молодая динамичная служащая». Не успев толком познакомиться, они уже клянутся друг другу в вечной любви. В тонкой и своеобразной комедии братьев Ларьё показаны перемены в жизни этой пары на протяжении десяти лет. Фильм разделен на три «действия»: три момента времени, три разных места. Борис и Марилин полюбят друг друга, родят детей, разойдутся и сойдутся вновь… Братья Ларьё – прямые донаторы Тулузской Синематеки, они лично передают ей свои фильмы. В их дебютной картине «Настоящий мужчина» комбинируются разные жанры; внешняя классичность стиля постоянно ставится под вопрос, благодаря изобретательным повествовательным ходам и бурной фантазии авторов, поддержанной великолепным актерским исполнением.

......................................................................................................

Киноконцерт «Новый Вавилон»

Жанр: Немой, ч/б,80 мин,
Год выпуска: 1929
Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
Гости: Музыкант Хаким Бенчуала-Голобич, Замдиректор синематеки Тулузы Франк Луарэ

В картине «Новый Вавилон» с необыкновенной выразительностью показаны героика и трагедия Парижской Коммуны 1871 года. Фильм строится вокруг судьбы Луизы, молодой продавщицы в крупном магазине «Новый Вавилон», и разделен на восемь частей, отражающих исторические события – от франко-прусской войны, начавшейся в 1870 году, до расстрелов, последовавших за падением Коммуны.

 

>> Музыкальное сопровождение (авторская композиция): Хаким Бенчуала-Голобич. Композиция подготовлена в рамках специального заказа Тулузской Синематеки в 2005 для кинопрограммы, посвященной памяти основателя Синематеки Рэймона Борда, ушедшего из жизни в 2004.

Лауреат международных конкурсов, пианист Хаким Бенчуала-Голобич исполняет музыку к фильмам (во многих случаях являясь и ее автором) на киносеансах в самых разных залах: и в Аудиториуме Лувра, и на фестивале в Марракеше, и в Тулузской Синематеке.

......................................................................................................

Киноконцерт «Верден, образы истории»

Жанр: Немой, ч/б,160 мин,
Год выпуска: 1928
Режиссер: Леон пуарье
Гости: Музыкант Хаким Бенчуала-Голобич, Замдиректор синематеки Тулузы Франк Луарэ

В честь десятой годовщины окончания Первой мировой войны Леон Пуарье реконструирует картину битвы при Вердене с участием солдат, которые в ней сражались, и полков, в ту пору базировавшихся под Верденом. В центре эпического полотна, сильного и эмоционально воздейственного, - не столько персонажи, сколько символические фигуры: французский солдат, немецкий солдат, мать, девушка, интеллектуал… Эта пацифистская лента была обнаружена и отреставрирована в 2006 году Тулузской Синематекой, благодаря владельцу прав на фильм и верной дружбе и помощи Госфильмофонда России.

 

>> Музыкальное сопровождение: Хаким Бенчуала-Голобич.

Немая лента «Верден, образы Истории» первоначально демонстрировалась под музыку, сочиненную композитором Андре Петио в 1928 (существовала ее партитура для оркестра и клавир, подготовленный в конце двадцатых годов для сопровождения фильма в прокате и обнаруженный Тулузской Синематекой в Национальной библиотеке Франции). В наше время это сочинение исполняет актер и пианист Хаким Бенчуала-Голобич (Hakim Bentchouala-Golobitch), лауреат многочисленных международных конкурсов, автор оригинальных композиций и исполнитель музыки к большому числу немых кинокартин.

......................................................................................................

 

>> О Тулузской Синематеке

Тулузская Синематека была основана в 1964 году коллективом специалистов, страстно влюбленных в кино, во главе с Рэймоном Бордом. С 1965 года – член FIAF. В настоящее время ее президентом является Мартина Оффруа. Это один из трех крупнейших киноархивов Франции: ее фонды насчитывают более 37 000 фильмов, 50 000 плакатов и афиш, 500 000 фотографий. Тулузская Синематека получает поддержку от Министерства культуры и массовых коммуникаций Франции, Муниципалитета Тулузы, Генерального совета департамента Гаронна Верхняя и Совета региона Юг - Пиренеи. Благодаря этой поддержке, Синематека ведет активную политику реставрации фильмов и выпуска DVD-дисков. С самого своего основания киноархив работает на уровне и родного региона, и всей Франции, и за границей: пример этому - разнообразные программы «карт-бланш», участие в кинофестивалях и многочисленных культурных событиях.

 

>> Сеансы-концерты

В рамках Года Франции в России и России во Франции Синематека Тулузы представляет три сеанса-концерта. Три фильма, ставшие символами ее исторических связей с Госфильмофондом и российским кинонаследием. Три фильма, аккомпанемент к которым подготовили французские музыканты: они приезжают в Москву, чтобы своим искусством свидетельствовать о признательности, которую Франция питает к России.

 

Вернуться к списку новостей