Заметным событием  XVIII международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей» стал один из концертов персонального абонемента, посвященного  Родиону Щедрину. В минувшую субботу в Концертном зале Мариинского театра  неискушенную публику и меломанов удивили инструментальными концертами Родиона Щедрина. Как и  предполагалось, концерт, естественно, не прошел без внимания самого композитора. Родион Щедрин  прибыл на несколько дней в Санкт-Петербург вместе со своей супругой Майей Плисецкой.

Родион Щедрин: «Сейчас так складывается жизнь, что есть много интересных предложений, именно на инструментальные концерты. Поэтому на те предложения, которые меня интересовали, я отвечал согласием. Я на заре своей туманной юности играл все три своих первых фортепианных концерта в один вечер. В Москве я это делал с Светлановым, в Петербурге – с Темиркановым. Так что такие эксперименты у меня в жизни были. Любое музыкальное сочинение должно иметь какую-то конкретную программу, тем более в таком жанре как инструментальный концерт…»

Валерий Гергиев целенаправленно отважился на подобную монографическую программу. Поздние инструментальные концерты Родиона Щедрина 1990-х годов нечасто можно услышать на концертных площадках. 

Валерий Гергиев: «Мне кажется, что это в высшей степени необычная программа. Мы давно уже сотрудничаем с Родионом Константиновичем, и не то, чтобы считаем его единственным композитором, которого нужно исполнять, конечно, нет, но у него много произведений, написанных за последние десять или двадцать лет, которые редко либо вообще не звучат в России…»

Среди солистов, занятых в концерте, – выдающиеся музыканты современности –  литовский виолончелист Давид Герингас и  австрийская пианистка Аника Вавич. Один из своих виолончельных опусов под названием  «Sotto voce concerto»  Родион Щедрин посвятил Мстиславу Ростроповичу. Первое исполнение сочинения состоялось в 1994 году.  Сквозная идея концерта – вечное противостояние  жизни и смерти.  Давид Герингас покорен образными ассоциациями этого сочинения.

Давид Герингас: «Я всегда стараюсь играть разные произведения одного автора, и таким образом постигаешь гораздо больше глубину, постигаешь его мысль, и понимаешь эту мысль – как она развивается, куда она идет, почему это так, узнаешь уже его музыкальные идеи. С Щедриным я знаком очень много лет, я еще в консерватории играл произведения его учеников у него в классе. Мы с ним вместе играли неоднократно его сонаты. Для меня всегда это очень большое событие, потому что играть  с автором – это что-то необыкновенное, и музыка создается в этот момент. Музыка же не существует, она существует только в нашем воспоминании. Ведь произведения, которые мы все знаем – мы их помним. Они существуют в тот момент, когда их играют. Настоящее – это уже прошлое, потому что, когда нота прозвучала, она уже в прошлом.

Я это произведение уже сыграл один раз в Вильнюсе. Это очень тихий концерт, тут нужно вслушиваться, нужно найти атмосферу, нужно найти этот мир тишины. И потом, вся мотивика этого концерта имеет необыкновенную тоску, неосуществленное желание – там очень много родственного с любым человеком, с любой душой. Мне очень это близко – все сомнения, все недосказанности, неосуществленные мечты – это все там есть. Каждое произведение, которое мне приходится играть, оно мне приносит еще больше радости…»

Не менее ярким  контрастным сопоставлением стал Четвертый концерт для фортепиано с оркестром под названием «Диезные тональности». Произведение представляет собой непривычный по форме двухчастный цикл. Однако Родиона Щедрина, несомненно, привлекла в музыке этого сочинения идея колокольных звонов как символа всепобеждающего единства.

Родион Щедрин: «Это немного трюковое сочинение – там нет ни одного бемоля, только одни диезы. Как бы это был миг такого минимализма. Этот концерт я писал по заказу – к столетию Стейнвея. Кстати, это событие также связано с именем Ростроповича – Ростропович дирижировал мировую премьеру. Солист был Николай Петров…»

Аника Вавич чувствовала себя не вполне комфортно в таком сложном сочинении Родиона Щедрина. Утонченной пианистке явно не хватило драматизма, мужественности и напора, присущих этой музыке. Между тем в репертуаре Аники Вавич немало произведений современных композиторов – Джона Кейджа, Джона Адамса, Калеви Ахо, Галины Уствольской, Хенрика Горецкого, Родиона Щедрин и многих других. На фестивале «Звезды белых ночей» Аника Вавич выступает уже третий раз.

Знакомство с многочисленными произведениями Родиона Щедрина для артистов Мариинского театра ознаменуется серией новых проектов уже будущего сезона, о которых, мы узнаем  совсем скоро. Между тем, летний фестивальный марафон «Звезды белых ночей» продолжает радовать сердца любителей музыки и гостей города новыми именами и премьерами.

 

Виктор Александров из Концертного зала Мариинского театра, СПб, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей