8 июня исполняется 200 лет со дня рождения великого композитора — романтика Роберта Шумана. «Музыка Шумана - писал П.И.Чайковский - охватывает целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».

Роберт Шуман родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года. Первые уроки музыки брал у местного органиста, а в возрасте 10 лет начал сочинять. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля (И.П.Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном творчестве Шумана.

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в университет Гейдельберга. Молодой Шуман предполагал стать юристом, но музыка все более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль о карьере концертирующего пианиста. В 1830-ом он получил у матери разрешение полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и композиции - у Г.Дорна. Однако вскоре от карьеры концертирующего пианиста ему пришлось отказаться — он повредил палец. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. В 1834 году Шуман основал одно из самых влиятельных музыкальных периодических изданий - «Новый музыкальный журнал», который в течение нескольких лет редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве (по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и мещанства).

В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя - Клару Вик, выдающуюся пианистку, и в 1840 году молодые люди вступили в брак. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками, а всего в год женитьбы им было создано около 140 песен.

С 1850 по 1853 Шуман руководил концертной жизнью Дюссельдорфа. Однако в 1854 после обострения душевной болезни Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856 году.

Творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета. В 1830-е годы композитор сочинял произведения для фортепиано. В этот период созданы цикл «Симфонические этюды», написанный в форме вариаций, соната fis-moll, фантазия. К началу 1840-х гг. всё большее значение в творчестве Шумана приобретают камерно-вокальные произведения (сборники и циклы романсов и песен для голоса с фортепиано на стихи поэтов-романтиков Г. Гейне, Й. Эйхендорфа, А. Шамиссо), среди которых наибольшую популярность приобрел цикл «Любовь поэта» на стихи Гейне. В 1840-х гг. композитором были созданы камерно-инструментальные произведения, концерт для фортепиано с оркестром, 4 симфонии, занимающие значительное место в творчестве Шумана, и др. Единственная опера композитора «Геновева», в основу которой легла средневековая легенда, во многом приближалась к формировавшимся в то время идеалам Р. Вагнера (музыкально-сценическая целостность, лейтмотивная система и др.). К высоким образцам принадлежит его музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров — вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации).

 

Вернуться к списку новостей