На Дрезденском музыкальном фестивале не обошли стороной и знаменательную дату – 200-летие со дня рождения Роберта Шумана. Как известно, день рождения величайшего романтика XIX столетия отмечается в этом году во всем мире, и особенно пышно отметят эту дату в тех немецких городах, где композитор жил и работал: это Цвиккау, Лейпциг, Дрезден и Дюссельдорф.

В середине 1840-х годов Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где основал и возглавил Дрезденское общество хорового пения, силами которого в 1849 году были впервые исполнены отрывки из его музыки к «Фаусту».

Один из концертов, посвященных Роберту Шуману, состоялся вчера в рамках Дрезденского фестиваля. Романтически возвышенная атмосфера умиротворения и покоя ощущалась еще до начала концерта. Дивный красоты ландшафтный парк Гроссер Гартен с его вековыми деревьями, цветущими зелеными кустарниками, щебетанье птиц, сопровождаемый легкими каплями теплого весеннего дождя, мгновения прекрасного посещают каждого приходящего в эти райские места. Не случайно руководство фестиваля выбрало для проведения ряда концертов уникальный памятник барочного ренессанса – Дворец Гроссер Гартен. Первоначально он возник как летняя резиденция Принца, а позже Курфюрста Иоганна Георга III. Именно в этом удивительном по своей красоте особняке вчера выступила Дрезденская саксонская капелла под руководством Матиаса Юнга. «Программа состоит исключительно из произведений, которые были созданы в Дрездене, - поясняет Матиас Юнг. – В Дрездене Шуман впервые в своей жизни работал руководителем хора. Он сначала руководил мужским хором, а затем основал смешанный хор. Эти произведения были созданы в очень продуктивный для композитора период. Литературное дарование Шумана здесь особенно заметно: его связь с текстами, глубокая интерпретация текстов, его страстное стремление создать что-то новое, его интенсивная работа с балладами, что потом привело к большим хоровым балладам. Существует очень мало его сочинений для хора».

В исполнении Дрезденской саксонской хоровой капеллы прозвучали романсы и баллада для хора a’cappella на тексты Гете, Шамиссо, и других. Обрамлением хоровой программы стали жемчужины романтической фортепианной лирики «Лесные сцены» Роберта Шумана; пьесы из этого цикла прозвучали в исполнении немецкого пианиста Камилло Радике. Не менее привлекательным оказался ряд романсов для голоса и фортепиано из сборника «Волшебный рог мальчика».

В рамках шумановского цикла на Дрезденском фестивале публика еще сможет услышать концертное исполнение «Геновевы», а также вечер камерно-вокальной музыки из сочинений Холлигера, Мендельсона и Шумана. В нем примут участие известные мировые исполнители – австрийское сопрано Юлиана Банзе и венгерский пианист Андраш Шифф. Кроме того во Дворе Гроссер Гартен состоится еще одно музыкальное приношение, на сей раз Шопену – к 200-летию со дня рождения композитора. Изысканную программу подготовили Пражский струнный квартет, а также пианистки Ева Купик и Эллис Сара Отт.

Впереди немало встреч с русскими музыкантами: на днях ожидается приезд Российского национального оркестра и маэстро Михаила Плетнева. Ну а на закрытии немецкая публика услышит концертное исполнение оперы П.И. Чайковского «Иоланта» при участии солистов, хора и оркестра Государственного академического Большого театра России.


Виктор Александров с концертов 33-го фестиваля Dresdner Musikfestspiele, Германия, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей