21 мая - 4 июля 2010 года

 

Посольство Франции в России

ЦУМ Art Foundation

При поддержке CULTURESFRANCE

В рамках Года России-Франции 2010 и 3-й Московской биеннале современного искусства

представляют выставку БЕРТРАНА ЛАВЬЕ

 

AFTERMOON

 

Бертран Лавье (Bertrand Lavier, род. 4 июня 1949 г.) - один из самых значимых европейских художников поколения, сформировавшегося после культурной революции 1968 года и во многом определившего облик современного искусства Франции. Дебютировав на международной художественной сцене в начале 1970-х, Лавье уже в середине этого десятилетия представлял Францию на Венецианской Биеннале и на других крупнейших форумах современного искусства. В последующие годы художник принял участие в таких знаковых для современности проектах, как Documenta VII (1982) и Documenta VIII (1987) в Касселе, Big Bang в Центре Помпиду (2005), «Сила искусства» в Гран Пале (2006). Работы Бертрана Лавье входят в коллекции таких музеев, как MoMA в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, Центр Помпиду в Париже, а также находятся в крупнейших частных собраниях.

Вслед за Марселем Дюшаном, бросившим в 1917 году в лицо консервативному обывателю свой знаменитый «Писсуар», Бертран Лавье не сомневается в том, что любой предмет может рассматриваться как произведение искусства. Впрочем, Лавье не столько заимствует прием знаменитого дадаиста, сколько по-новому интерпретирует концепцию ready-made. Лавье репрезентирует нам предмет в его неприкосновенности и одновременно видоизменяет его, покрыв толстым слоем краски. Впрочем, этот прием - ставший визитной карточкой художника - является не декоративной находкой, а концептуальным жестом. Лавье задается фундаментальными для современного искусства вопросами: чем сегодня являются скульптура и живопись, и что в наше время всеобщей апроприации заслуживает определения «произведение искусства». К этим практически академическим проблемам Бертран Лавье подходит с истинно французским остроумием и одновременно декартовской остротой ума. Произведения Лавье являются объектом как таковым (так, даже покрытые толстым слоем краски рояль или огнетушитель не теряют своей функциональности) и одновременно его изображением.

Мастер веселого абсурда Бертран Лавье создает свои знаменитые инсталляции из невозможных на первый взгляд сочетаний предметов. Холодильник становится постаментом для дивана в форме женских губ, наковальня гордо возвышается над сейфом, а яркие дизайнерские стулья и кресла венчают скучную конторскую мебель. Все эти объекты не имеют ничего общего друг с другом, но для художника в равной мере воплощают ненавязчивую, незаметную, привычную глазу, но, тем не менее, пронизанную поэзией повседневности красоту современного мира. Собственно, это переходное состояние между утилитарной вещью и произведением искусства, между повседневностью и вечностью, между обывательским представлением об искусстве и профессиональным дискурсом и привлекает Бертрана Лавье. По мнению художника, поэзия чаще всего рождается из случайности, точно также случайно родилось название его московского проекта - «Aftermoon». Именно эта оговорка, или ошибка, сделанная в английском носителем другого языка и другой культуры, дала толчок концептуальному развитию проекта.

Впрочем, в не меньшей степени, чем с современностью, ее банальными и оригинальными чертами, Бертран Лавье работает с авангардисткой традицией. Так, используя созданный по эскизам Сальвадора Дали знаменитый диван, в котором был увековечен рот актрисы Мэй Уэст, Лавье скрещивает символ сюрреалистической чувственности с символом современной бесчувственности - белым, герметичным холодильником. Другой знаменитый проект Лавье - «Walt Disney Productions» был создан под впечатлением от диснеевского комикса 1952 года, на котором изображена чета Маусов в музее современного искусства. «Микки, тебе нравится абстрактное искусство?» - задает вопрос Минни, хотя по лицу ее приятеля уже понятно, что среди абстрактной скульптуры и живописи знаменитый мышонок чувствует себя не в своей тарелке. Комикс, в котором высмеивается непонятное американскому обывателю 1950-х современное и особенно беспредметное искусство, вдохновил Лавье на то, чтобы воспроизвести диснеевский музей абстрактных форм в рамках настоящего музейного проекта - выставки в музее современного искусства города Парижа.

Для выставки в Москве Бертран Лавье привезет 12 произведений, каждое из которых символизирует определенный этап его творческой эволюции. Но московская выставка вовсе не станет очередной ретроспективой западного художника в России. Еще в 1984 году Лавье провозгласил: «Я не произвожу изображения, у меня нет мастерской, я делаю - выставки!». Этому принципу художник остался верен и сегодня: каждый новый проект Лавье - это сложно срежиссированная пространственно-временная постановка, в которой первостепенную роль играют не только авторские произведения, но и площадка, на которой происходит действие, а также свет и звук. Специально для своего московского проекта в ЦУМ Art Foundation Бертран Лавье создаст новое произведение, романтичное и возвышенное, во многом воплощающее остроумные идеи знаменитого французского художника.

***

ЦУМ Art Foundation занимается поддержкой проектов в сфере современного искусства. На выставочной площадке ЦУМа экспонировались проекты, ставшие событиями не только отечественной, но и международной художественной сцены. Так, в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства (март 2007 года) ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство», кураторами которой выступили звезды международной интеллектуальной сцены - Даниель Бирнбаум, Гуннар Кваран, Ханс Ульрих Обрист. За этим событием последовала монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана» (июнь 2007 года), в сентябре 2009 года, в рамках 3-й Московской биеннале современного искусства, ЦУМ Art Foundation представил проект-инсталляцию художника и куратора Олега Кулика - «МОСКВА. ЦУМ».

Вернуться к списку новостей