Одно из крупнейших трагических произведений авангарда прошлого столетия  —  опера «Мистерия апостола Павла» Николая Каретникова — впервые прозвучала  в сценическом воплощении петербургского режиссера  Алексея Степанюка в Концертном зале Мариинского театра в рамках IX Московского Пасхального фестиваля.  

Николай Каретников, входивший в число лидеров послевоенного музыкального авангардизма, сегодня  известен главным образом как автор музыки к фильмам и спектаклям. Однако большинство сочинений композитора еще предстоит оценить мировой аудитории.

К вершинам композиторского наследия можно отнести дилогию «Легенда о Тиле» и «Мистерия апостола Павла». Оба сочинения занимают особое место в отечественной оперной культуре последней трети ХХ века. Время действия  этих музыкальных драм  разделено полутора тысячами лет: исторические хроники раннего Христианства  и средневековый фламандский миф  пересекаются в сознании современного человека, пробуждая  мысль о бренности жизни,  полной фатальных коллизий и предрассудков.

Николай Каретников считал «Мистерию апостола Павла» своей миссией. Работа над сочинением длилась больше 20 лет. Один из духовных отцов русской православной церкви протоиерей Александр Мень, которому и посвящено это сочинение,  предложил Николаю Каретникову взяться за сюжет, связанный с миссионерской деятельностью апостола Павла в Риме в годы правления Нерона.

 

"Мистерия апостола Павла", постановка Мариинского театра

/ фото с сайта www.mariinsky.ru /

 

Либретто было создано  в соавторстве с драматургом и киносценаристом Семеном Лунгиным. В  центре кровавой драмы — назойливо реалистичные картины императорского Рима: триумф Нерона, его столкновение с апостолом Павлом, большой  пожар Рима, проповедь Павла, расправа над первохристианами, суд Нерона над апостолом Павлом, свержение и смерть императора и вознесение Павла.  В нарочито эпатажной постановке  Алексея Степанюка (зачастую прямо противоречащей музыкальной эстетике Каретникова) приняли участие сценограф Семен Пастух и художник по костюмам Галина Соловьева.

Ужасающие картины  уничтожения земного мира в «Мистерии» следуют одна за другой.  В сцене Римского Пожара Каретников воплощает  самый мрачный фрагмент Апокалипсиса — гибель человеческого рода.  Опера поражает обилием мрака и катастроф. 

Еще в середине 1990-х  годов Валерий Гергиев представлял мировую премьеру «Мистерии апостола Павла» Николая Каретникова  в немецком Ганновере, а затем в Санкт-Петербурге. Но тогда это был концертный вариант, который самому композитору так и не суждено было увидеть. Каретников предопределил будущую театральную судьбу своего детища, причем композитор желал видеть «Мистерию Апостола Павла» исключительно на сцене Мариинского театра.  Инициатором долгожданной российской постановки оперы выступил Валерий Гергиев.

Валерий Гергиев: «Мне нравится это произведение. И я был первым исполнителем сначала в Германии, затем в России. Исполнения были представлены силами Мариинского театра под моим управлением в далеком уже 95-м году. Николай Николаевич скончался в 1994 году, и не успел услышать исполнения своего самого крупного произведения. А вот сейчас в 2010 году мы смогли его уже воплотить на сцене. Может быть, последние 3-4 года все активнее и активнее, и, думаю, что первый крупный шаг сделан. Сделан он очень энергично, работали действительно день и ночь. Подготовили два или даже три состава, которые поют наизусть это трудное произведение. Мы будем доводить еще чисто технически этот спектакль до более высокой степени сбалансированности и совершенства. Не исключено, что мы попробуем, как и в случае с «Очарованным странником», вывезти за рубеж этот спектакль, и заснять на видео, и, может быть, даже перенести в Мариинский театр. Ответственность перед композитором огромная. Мы старались сделать максимум возможного, чтобы это было серьезно показано. Мне кажется, что в целом это произошло».

Мрачное действо «Мистерии апостола Павла» началось с того момента, как публика вошла в зал, пространство которого было изменено до неузнаваемости. Среди размещенных на сцене фантасмагорических фигур-монстров, позже трансформирующихся в колонны, можно было разглядеть хаотично разбросанные старые телевизоры, на экранах которых транслировалась историческая хроника 30-х годов прошлого века. Куски бумаги, ворохи тряпья заполняли сцену, бестолково блуждающие люди-призраки — участники безумных оргий Нерона — обнимались, катались по сцене, охваченные животной страстью. Весь этот ужас усиливался тревожным кроваво-красным светом прожекторов, установленных над сценой. (Художник по свету — Дамир Исмагилов).

 

"Мистерия апостола Павла", постановка Мариинского театра

/ фото с сайта www.mariinsky.ru /

 

Премьерным спектаклем дирижировал Павел Петренко. Солисты Мариинской оперы блестяще справились со сложнейшими вокальными партиями. Наиболее успешно выступили Павел Шмулевич в роли апостола Павла и Владимир Мороз, исполнивший партию Тигеллина. Особой похвалы заслуживает Андрей Попов, воплотивший образ жестокого и циничного Нерона.

На премьере оперы присутствовал сын композитора Антон Каретников, который сохранил много воспоминаний о работе отца над этим произведением:

«Он родился уже с определенным музыкальным материалом, который он хотел воплотить в связи с этим произведением. Работа над ним длилась почти 30 лет. Она была закончена в 1987 году. Поскольку музыкальный язык достаточно сложный, в этой технике такие большие и сложные полотна быстро не пишутся. Ну, и потом отец был перфекционистом, он оттачивал каждый такт. Произведение, в котором использованы додекафонная техника или серийная, оно, безусловно, легче для восприятия слушателей. Они очень позитивно отнеслись к этому произведению. Еще в 60-ые годы, когда не было подобной практики площадного театра, интеллектуального и визуального театра, Каретников придумал это произведение для открытой площадки и для открытой аудитории с применением тех средств визуального театра, которые сейчас используются в шоу-бизнесе и других ультрасовременных театрах. То есть мультимедиа, проекции, спецэффекты, огромная машинерия, задействование городского ландшафта – это здесь все подразумевалось. Максимальное использование цветовой партитуры, пластики, нюансов. Поскольку музыка гиперреалистична, то он не подразумевал в ней реализма постановки в общепринятом представлении. Это сугубо театральное произведение, которое рассчитано на постановку».

Удержится ли эта постановка на петербургской сцене, покажет время. Во всяком случае, такие сюжеты привлекают в основном подготовленную публику, которой в Санкт-Петербурге немало. 

 

Ссылки по теме:

>> "Мистерия апостола Павла" Николая Каретникова на официальном сайте Мариинского театра

>> "Мистерия апостола Павла" в авторской программе Алексея Парина "Сегодня в опере"

>> Замечательный видеоматериал о работе над оперой "Мистерия апостола Павла" на сайте Mariinsky Media

>> Официальный сайт Пасхального фестиваля

 

Вернуться к списку новостей