Нешуточные оперные страсти разыгрались минувшим воскресным вечером в Большом зале Московской консерватории. В рамках IX Московского Пасхального фестиваля на прославленной столичной сцене выступили солисты, хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прозвучала масштабная эпическая оперная дилогия «Троянцы» Гектора Берлиоза по мотивам вергилевской «Энеиды».

Когда-то в конце 90-х годов прошлого века в Петербурге силами солистов оперного театра Консерватории в режиссуре Виктора Крамера «Троянцев» представлял Сергей Стадлер. Трудно понять, почему Мариинский театр так долго не обращался к этой незаслуженно забытой опере французского классика.  После успешного освоения многих партитур Берлиоза, «Троянцы» для труппы Мариинского театра все же оказались «крепким орешком». Недавняя шокирующая постановка радикального режиссера Карлуша Падрисссы (совместный проект Мариинки с Валенсианским дворцом искусств, Варшавской национальной оперой и театром «Festspielhaus» Баден Бадена) опровергла все ожидания театралов. Опера имеет право на современную театральную жизнь. Кому, как не Валерию Гергиеву рано или поздно стоило взяться за постановку «Троянцев».

Валерий Гергиев: «Великий французский композитор Гектор Берлиоз прославился не только тем, что написал огромное количество замечательных произведений, которые знамениты во всем мире, но еще и тем, что он дважды посетил Санкт-Петербург. И в своих мемуарах он с невероятным литературным блеском описывает свои впечатления от России – Петербурга и Москвы. Мне очень лестно говорить об этом здесь, в стенах Мариинского театра. Оркестр Мариинского театра, тогда Придворной оперы, был оркестром, который восхитил Берлиоза и с которым он исполнил целый ряд своих произведений, в том числе и некоторые произведения впервые и, наверное, впервые для себя на столь высоком уровне. Потому что оркестр славился очень высоким качеством, и Берлиоз тогда испытывал огромные проблемы, особенно в свой первый приезд, во Франции ему не удавалось собрать оркестр должного уровня для исполнения своих премьер. Мне кажется, что эти события давние, но все-таки события нашей истории дают нам повод думать и о каких-то обязанностях перед Гектором Берлиозом.

«Троянцы», как мне кажется, подтверждают славу Берлиоза, как блестящего композитора, как блестящего мастера оркестровки, артиста с огромной фантазией. Меня это привлекает. Я думаю, что ближайшие пять лет мы будем очень плотно работать, прежде всего, над «Троянцами»…»

Предпоследнюю оперу Берлиоза сыграли за один вечер в пространстве Большого зала Московской консерватории. Надо сказать, что при жизни Берлиоза этот титанический труд композитора никогда не исполнялся полностью. Для парижан сложные оперы, тем более с мифологическим сюжетом казались невыносимым испытанием. Эпоха диктовала свои законы. Оперетта Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», где тоже повествуется о героях Троянской войны, в те годы пользовалась большим успехом у публики. Имперский стиль «Троянцев» Берлиоза роднит эту оперу с вагнеровскими музыкальными драмами.

Надо сказать и о высококлассной команде Мариинки, которая порадовала на сей раз отменным вокалом, яркой актерской игрой, безупречной французской дикцией. Роль троянской пророчицы Кассандры исполнила Екатерина Губанова, в партии молодого азиатского принца Хореба блистал Александр Гергалов, а в роли Дидоны, царицы Карфагена – героиня вечера Екатерина Семенчук. Хор и оркестр Мариинского театра под мощным и энергетическим воздействием импульсивного Гергиева звучали роскошно и захватывающе. Одна из ярких страниц оперы – финал второго акта – массовая сцена Троянской процессии, сопровождаемая отчаянными возгласами Кассандры при виде гигантского коня.

Дорогие друзья, тем из вас, кому любопытно сценическое воплощение «Троянцев» Гектора Берлиоза рекомендуем увидеть этот грандиозный и захватывающий спектакль в ближайшее время в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».

 

Виктор Александров, корреспондент радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей