Дмитрий Китаенко, фотограф Тимофей Радя В течение одиннадцати дней с 31 марта по 11 апреля в Екатеринбурге проходил Симфонический форум. Это событие доказало свою необходимость существования в Уральском федеральном округе. Действительно подобного явления в российских регионах еще не устраивали. За одну только неделю в Екатеринбурге выступили оркестры из Москвы, Казани и Омска под управлением выдающихся дирижеров современности. В рамках форума состоялось немало и других интересных проектов. Так, например, в Свердловской филармонии прошел Всероссийский Круглый стол, на котором обсуждались насущные проблемы и перспективы развития  симфонических коллективов страны. Известные российские эксперты, специалисты в области оркестрового менеджмента, дирижеры и музыкальные критики предложили конструктивные варианты по урегулированию положения российских оркестров в мировом музыкальном пространстве. Поднимались такие темы, как, от кого зависит судьба оркестров в нашей стране, стоит ли их сравнивать, нужны ли вообще музыкальным коллективам категории, а также как классифицировать филармонические и самостоятельные оркестры.

Непременным участником концертов Симфонического форума в Екатеринбурге был Уральский академический филармонический оркестр, который вот уже долгие годы возглавляет один из лучших интеллектуальных дирижеров современности Дмитрий Лисс. Музыкант логично и целесообразно вытраивает программы своих выступлений, ориентируясь прежде всего на разный тип слушательской аудитории. Говоря о Симфоническом форуме, дирижер признался: «Публика здесь очень квалифицированная, очень знающая, с большим слуховым опытом. Поэтому мы можем позволить играть себе любую музыку».

В дни форума уральская музыкальная общественность имела счастливую возможность ознакомиться с историческими инструментами легендарного мастера XIX века Жана Батиста Вийома. Презентацию квартета инструментов передал в безвозмездное пользование музыкантам Уральского филармонического оркестра партнер и меценат Валерий Савельев. Кульминационной частью екатеринбургского форума, безусловно, следует считать выступление прославленного российского дирижера Дмитрия Китаенко. После длительного перерыва музыкант снова вернулся в нашу страну, и дважды выступил с уральскими филармониками.

Дмитрий Китаенко: «Это мой второй приезд в Екатеринбург. Перед первым приездом я уже слышал много добрых слов об оркестре Екатеринбурга. Так как здесь работает мой бывший студент, ныне уже признанный мастер Дмитрий Ильич Лисс, мне просто было интересно познакомиться с этим коллективом. Меня подкупает невероятная точность, собранность, организованность всего процесса работы филармонии Екатеринбурга. Оркестр, конечно, очень творчески силен. Здесь нет никакой несобранности, неаккуратности. На первую репетицию артисты оркестра приходят уже готовые.  Нет никакого элемента цинизма. Мне было предоставлено очень хорошее репетиционное время. Можно не торопясь проникнуть во все уголки партитуры, и постараться все фонариком высветить, осмыслить, повторить, немного где-то поэкспериментировать. Это приносит удовольствие и стабильность, и покой во время концерта всем артистам оркестра».

Главными козырями своих выступлений Дмитрий Китаенко считает произведения Шостаковича, Чайковского и Прокофьева. Полное психологического трагизма и обреченности безукоризненное исполнение Четвертой симфонии Петра Ильича Чайковского Уральским филармоническим оркестром под руководством Дмитрия Китенко заставило вспомнить концерты самого Евгения Мравинского. Впрочем, у Дмитрия Китаенко собственное видение этой симфонической фрески.

Дмитрий Китаенко: «Это филармония, которая все время ищет какие-то невероятно интересные формы привлечения и развития работы филармонического жанра. И, конечно, возможность провести Российский Симфонический форум – это невероятное событие для меня. Потому что трудно представить, чтобы дирижеры могли так друг с другом поговорить о всех проблемах не в частном порядке, не по знакомству, не по симпатии, а вот так приехать, выслушать, что наболело, высказаться, посоветоваться, пообщаться. Это, по-моему, не только первый случай в российском филармоническом виде, это, в общем, и в мире первый раз».

Цикл симфоний Сергея Прокофьева Дмитрий Китаенко записывал дважды с оркестрами Московской и Кельнской филармоний. Каждый раз, заново открывая прокофьевские партитуры, дирижер иначе воспринимает глубину композиторских мыслей и неповторимый оркестровый колорит той или иной симфонии. Подлинным откровением заключительного уральского концерта стала интерпретация любимой Дмитрием Китаенко Третьей симфонии композитора, основанной на темах оперы «Огненный ангел». Экспрессивные, взвинченные оркестровые пассажи, непреодолимый хаос финальной бесовской оргии симфонии навеяли в памяти картины Страшного суда.  

Благодарная свердловская публика горячо приветствовала Дмитрия Китаенко продолжительными овациями. Сам дирижер благодарен своей судьбе за такой успешный шанс, возвратиться в Россию и порадовать ценителей высокой классики своим искусством. Радует и тот факт, что хотя бы на Урале в отличие от других региональных центров страны всегда понят и ждут с концертами своих соотечественников, особенно тех, которые эмигрировали на Запад в сложные 90-ые годы.

Прошедший первый Симфонический форум в Екатеринбурге – это лишь один из грандиозных проектов предстоящего 75-летнего юбилея Свердловской филармонии и Уральского симфонического оркестра, которое будет широко отмечаться на Урале в сентябре 2011 года.

 

Виктор Александров, корреспондент радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей