20 апреля  2010 года, 19.00

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

им. Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Малый зал им. А.К.Глазунова

 

ПРЕМЬЕРА

ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ

ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРМУР

(концертное исполнение)

 

Солисты:

лауреат международных конкурсов Надежда КУЧЕР (сопрано)

Сергей НИКУЛЬШИН (тенор)

Николай ЦАРЕВСКИЙ (баритон)

Иван НОВОСЕЛОВ (бас)

дипломант международного конкурса  Михаил ЛАТЫШЕВ (тенор)

лауреат международных конкурсов Анастасия МЕЩАНОВА (меццо-сопрано)

Евгений АХМЕДОВ (тенор)

 

Хор и оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории

Художественный руководитель хора Юлия ХУТОРЕЦКАЯ

Дирижер, народный артист России Сергей СТАДЛЕР

 

 

20 апреля в  Санкт-Петербургской консерватории состоится премьера самой известной и востребованной оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламермур». Партию Лючии исполнит восходящая звезда оперной сцены Надежда Кучер. Певица является студенткой III курса консерватории, но уже успела прославить петербургскую вокальную школу, завоевав награды на многочисленных международных конкурсах. Надежда Кучер – солистка Михайловского театра и Театра консерватории.

Партия Лючии входит в золотой фонд сопранового репертуара. Ее исполняли Аделина Патти и  Марчелла Зембрих, Нелли Мелба и  Мария Баррьентос, Лили Понс и  Мария Калласс. Первой исполнительницей  партии Лючии была знаменитая обладательница колоратурного сопрано Фанни Персиани, для которой Доницетти, собственно, и написал свою оперу.

"Лючия ди Ламмермур"  — трагическая опера  в трёх актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто написано Сальваторе Каммарао по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». Мировая премьера оперы состоялась 26 сентября 1835 года в театре Сан-Карло в Неаполе. Впоследствии Доницетти была создана французская версия оперы, премьера которой состоялась 6 августа 1839 г. в театре «Ренессанс» в Париже. Опера считается одним из лучших образцов стиля бельканто и занимает прочное место в репертуаре практически всех оперных театров мира.

Далеко не всякая опера может похвастаться столь счастливой судьбой, как  «Лючия ди Ламмермур»  Гаэтано Доницетти, и прославить своего автора при жизни. Этот шедевр бельканто был создан на сюжет широко известного в свое время романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». До Доницетти к этому сюжету обращались три композитора: Карафа, Мазукатто и Бредаль. Тем не менее, ни одна их из версий не прижилась в оперном мире, зато для Доницетти  «Лючия» стала самой востребованной и популярной в череде его  многочисленных музыкальных опытов. Существует мнение, что шотландский сюжет привлек композитора отнюдь не случайно: его дедушка Доналд Айзетт был шотландского происхождения.  Для успеха и благозвучия  оперы имена персонажей Вальтера Скотта были заменены их итальянскими аналогами: так Люси стала Лючией, Генри - Энрико, Эдгар – Эдгардо и т. д. Сохранились  лишь названия мест, где происходит действие оперы. Кроме того, был внесен еще ряд изменений, обусловленный спецификой оперного жанра. Например, у Скотта Эдгар заканчивает свою жизнь, мчась на лошади средь  зыбучих песков, а в опере пронзает себя кинжалом, так как ему предстоит исполнить две сложнейшие арии, что при скачке на коне представляется мало возможным.

Первое исполнение оперы вызвало огромный эмоциональный  взрыв среди публики, позитивно было поддержано как композиторами, так и критикой «Лючия» стала одним из самых репертуарных произведений своего времени. Фрагменты из оперы заполнили своим звучанием многочисленные светские салоны. На ее темы было написано множество инструментальных фантазий и вариаций. Более того, упоминание о  мотивах из Лючии  фигурируют в прозе Тургенева, Гончарова, Достоевского Толстого, Флобера и многих других писателей 19 века.

Необычайно популярна эта опера и в наши дни. Трагико-романтический сюжет, необычайно красивые и легко запоминающиеся мелодии, не утрачивающие своего  изящества и виртуозности даже в самые напряженные моменты сценического действия, - все это делает оперу доступной и притягательной для самого широкого круга публики. Именно контраст между красотой вокальных партий,  красочным звучанием оркестра и трагической фабулой создает удивительное равновесие и усиливает впечатление от этого безусловного шедевра Доницетти.

Вернуться к списку новостей