Гарик Сукачев, музыкант, поэт, композитор и, пожалуй, самый колоритный рок-н-рольщик страны, снял фильм «Дом Солнца». Картина, светлая во всех оттенках смысла – от буквального до переносного, и уж действительно внедряющаяся в темное царство нашего кинематографа мощным солнечным лучом. Причем, «темный» отечественный кинематограф вовсе не в обличающем смысле. С одной стороны, да, потому что глупый – фильмы «Яйца судьбы», «Гитлер капут!», «Любовь в большом городе», «Черная молния», «Невеста любой ценой» и иже с ними наполняют наше кинопространство, и пользуются, казалось бы, беспрецедентно одиозной популярностью. С другой стороны он темный, потому что мрачный – до глубины созерцательный, но и безумно тягостный. Зато примерами здесь сплошь лучшие достижения - «Царь», «Бубен. Барабан», «Палата №6», «Похороните меня за плинтусом», «Двенадцать», «Морфий», «Остров», «Бумажный солдат»…

 

 

Так вот, Гарик Сукачев снял картину, которая органично встает в ряды лучших, будучи при этом резко супротивной им именно своей светлостью. Она по-своему и даже не двусмысленно трагичная, но чудесным образом полная надежд. Пожалуй, до определенного идеализма ей не хватает лишь бессюжетности. Будучи более сложным и тонким как для видения режиссера, так и для зрительского восприятия, бессюжетное кино по сути своей на ценителя. А значит в нашей стране, пока существует массовый спрос на «Самый лучший фильм», обретет почтение весьма не скоро.

Свое кино Гарик Иванович снял о советских хиппи. Тема абсолютно себя исчерпавшая, причем давно. Во-первых, потому что советских хиппи уже нет в виду явных и естественных причин (хотя бы потому что нет Страны Советов). А, во-вторых, потому что сейчас по прошествии времени еще более очевидно, что сама субкультура хиппи была обречена изначально. Как, видимо, и любая другая субкультура (подкультура, лат. sub — под и лат. cultura), которая есть явление априори временное. Культура в своей целостности – понятие вечное. Субкульутра – это протест, бунт, феномен которого всегда и заведомо лимитирован.

На протяжении истории можно проследить, что различные молодежные субкультуры возникают, как правило, «не от большого ума», а их юные представители нередко причисляются к низкоинтеллектуальным слоям общества. Между тем, само явление субкультуры не только безобидное, но и, пожалуй, необходимое, ибо его созидательный вклад в создание общей картины мира настолько же очевиден, сколько и бесценен. В первую очередь это, конечно, появление свежего андеграунднго искусства.

В Советском Союзе все было иначе. Здесь всякое контркультурное проявление формировалась через призму острой специфики нашей страны, и носило скорее диссидентский характер, нежели вызывающе-концептуальный. Отсюда и присущая самобытность. Взять хотя бы отечественный рок 70-90-х годов, который впринципе не может быть соотносим с мировой рок-музыкой того же времени, кроме, наверное, как в названии. Это абсолютно самостоятельный, исполненный своеобычия жанр, представляющий отдельный пласт нашей музыкальной культуры. И подобных явлений в советском искусстве была масса. Не стало исключением и движение хиппи, которое переняв всю внешнюю стилистику, в глобальном смысле мотивационно и идеологически имело мало общего со своим американским аналогом. Собственно об этом и фильм Гарика Сукачева. В закрытом СССР молодым людям объективно и катастрофически не хватало свободы…

 

Кадр из фильма / фото с сайта www.afisha.ru /

 

Сегодня свободы в избытке, поэтому на смену хиппи пришли истеричные эмо и депрессивные готы. Создается парадоксальное впечатление, что чем свободнее, богаче, интереснее и доступнее становится жизнь молодых людей, тем больше им необходим повод для страдания, естественно мнимого. Не имея сегодня сколько-нибудь адекватного предлога для протеста и терзаний, современные отечественные субкультуры искусно синтезируют его, придавая своему имиджу романтическую суицидальность и тонкую психическую организацию. Жизнь слишком хороша, но по-прежнему ужасно несправедлива – поэтому будем резать себе вены и облачаться во все черное. Впрочем, суицидальная направленность была неотъемлемым элементом в концепции многих субкультур,  всегда при этом оставаясь в области чисто мировоззренческой. Хиппи не мог себя убить, потому что он резал вены, а фенечки все не кончались (известный анекдот), а эмо-кид не может сделать того же из-за пресловутого страха смерти. Получается, что чем тяжелее время, тем интереснее его субкультура. При всех несовершенствах советской власти, в условиях ее всеобъемлющего тоталитаризма, неоспоримо и то, что искусство этого периода в его классическом и андеграундом проявлениях знаменуется незаурядным взлетом. Видимо происходит так потому, что где есть ограничение, там есть и разум, как попытка поиска новых альтернативных форм высказывания. Известный британский писатель Саймон Моуэр однажды сказал, что искусству нужны ограничения, без которых оно становится тривиальным и абсурдным.

Возвращаясь к современным молодежным неформалам, нельзя не отметить, что уже сегодня на смену неуравновешенным медленно, но неизбежно приходит так называемая субкультура фриков, пожалуй, еще более изощренная и неубедительная, зато с довольно ощутимым потенциалом стать самой долгоиграющей. Пока ранимые эмо и готы мечутся в поисках душевных мучений и придумывают себе все новые поводы для слез, фрики с тем же успехом преднамеренно синтезируют уродство. Впрочем, само слово «freak» с английского переводится как странный человек, чудак. Более устаревшее значение – инвалид, урод, выступающий в цирке или шоу. Самое интересное здесь, что фриковую культуру составляет самая обеспеченная и благополучная городская молодежь. Тем более странной кажется сама концепция – имея изначально многое от природы либо от родителей – ум, красоту, вкус, достаток – преобразовать все это в обратное. Однако, только внедряясь в наши пространства, субкультура фриков еще слишком молода, чтобы судить о ней критически. А потому хочется ограничиться лишь одним замечанием о том, что мотивация, мягко говоря, как-то неясна. Потому что в свое время Федор Михайлович очень убедительно сказал о том, что «красота спасет мир», откуда логичным следовало бы предположить, что уродство, как антипод красоты, сделает с этим же миром нечто противоположное…

 

Гарик Сукачев на предпремьерном показе фильма "Дом Солнца" в кинотеатре "Пушкинский"

/ 24 марта / фото Антон Белицкий /

 

Вот почему в свете грядущих субкультурных наваждений новый фильм Гарика Сукачева «Дом Солнца» надо смотреть, и он будет непременно интересен как молодому поколению, так и людям старшего возраста.  Во-первых, эта картина – потрясающий сочный срез эпохи именно в контексте отечественного хипповского движения. Она настолько иллюстративна и изобразительна в этом плане, что ее без преувеличения можно было бы показывать на занятиях по отечественной культурологии. Конечно, для современной молодежи фильм «Дом Солнца» отчасти и просветительский. Едва ли сегодня найдется молодой человек, который ради своего личного интереса поднимет немало информативных источников, книг и документов, чтобы в деталях изучить историю советских хиппи. Хотя бы даже и потому, что читать нынче также неактуально как и хипповать. А получать ту же самую информацию в кинематографической подаче, сделанной к тому же с таким блеском, остроумием и сюжетным динамизмом – это совершенно иное восприятие, между тем обнаруживающее в себе и содержательное обогащение.

Для людей старшего поколения этот фильм станет нежнейшим ностальгическим переживанием. Ностальгия, бесспорно, относится к самым светлым из подвластных нам чувств. Это эмоции неизбывно со знаком «плюс». Молодость каждого человека для него самого всегда овеяна светом. А для взрослого зрителя «Дом Солнца» – это, конечно, фильм о его молодости с той самой музыкой, с тем самым антуражем, стремлениями и надеждами. Картина бесконечно идеалистична. И только внутренним фоновым ощущением мы понимаем, что хипповское движение было отнюдь не совершенным,  как была несовершенна и страна, в которой оно существовало, как несовершенен сам человек по своей природе.

Фильм исполнен потрясающе смешных моментов и ироничного гротеска, который вместе с тем изобличает всю ту нелепость, которая существовала в СССР. Очень выразительно об этом высказался наш дорогой Сергей Яковенко, вспоминая в одной из своих передач о Советском Союзе: «О, наша грустная и смешная страна, в которой ситуации сплошь и рядом доводятся до абсурда, и ты не знаешь хохотать тебе или плакать. И часто призываешь на помощь весь свой оптимизм, чтобы не сойти с ума».

 

Трейлер к фильму

 

Наконец, в профессиональном отношении картина Гарика Сукачева – продукт редкой гармонической целостности и законченности. Например, подбор актеров здесь – это, не что иное, пожалуй, как врожденное режиссерское чутье. Объяснить как-то по-другому столь потрясающий выбор не представляется возможным. Для удачного совпадения здесь нет ни одной проходящей роли, лишнего эпизода, диссонирующего образа. Для возделанного профессионального видения – слишком  необыкновенная органичность. В этом аспекте в фильме есть и настоящие откровения, как, например, крохотная роль Никиты Высоцкого (сын Владимира Высоцкого, прим. ред), исполненная психологического драматизма, которого от артиста на самом деле не ожидаешь. Есть и просто любопытные моменты, как скажем то, что молодого Андрея Макаревича (лидера группы «Машина времени») играет его 22-хлетний сын Иван, а роль Евгения Маргулиса (гитариста группы) исполняет сын самого Маргулиса Данила.

Совершенно неординарна и операторская работа, особенно в своей динамике чередования планов и выстроенных картин. Фильм бесконечно живописный, так, что даже вполне предсказуемые и ожидаемые зрителем сцены показаны очень свежо именно благодаря некой найденной солнечно-растительной эстетике. Завершает это чудесное в своей гармоничности кино все так же замечательно подобранный музыкальный ряд прямо из тех самых времен…

Несмотря на то, что Гарик Сукачев - музыкант абсолютно далекий от какого бы то ни было классического искусства, его фильм «Дом Солнца» в очередной раз подтверждает, что рок-музыканты, первооснователи жанра в стране, творчество которых становилось в расцвет того же хипповского движения, все-таки люди чрезвычайно богатые духовно и несущие несомненно интересный жизненный опыт. Действительно довольно трудно представить кого-то из современных деятелей академического музыкального искусства, от которого можно было бы ожидать, например, такое сильное и красивое художественное кино.

 

На экраны в столичных кинотеатрах в широком прокате фильм «Дом Солнца» выходит с 1 апреля. Все те, кому интересны подробности съемок фильма, исполнители главных ролей, сюжетная фабула и прочая сопутствующая информация, могут найти ее на официальном сайте картины. Всем тем, кому любопытны подробности предпремьерного показа ленты, который собственно и послужил информационным поводом для данной публикации, необходимо сюда. Остальным же, заинтересовавшимся в самом фильме и желающим составить о нем свое личное безотносительное впечатление, надо просто в самое ближайшее время оказаться в кинотеатре…

 

Вернуться к списку новостей