Премьера балета «Онегин» прошла 3 марта 2009 года на сцене Александринского театра. В своей постановке Борис Эйфман перенес действие пушкинского романа в стихах в наше время и соединил разнообразные выразительные средства психологического балета с новейшими технологиями создания сценического произведения. В прошлом году спектакль с большим успехом исполнялся на театральных сценах Петербурга, Америки и Европы. Московская премьера «Онегина» состоится 2 и 3 апреля 2010 года, причем балет будет показан в новой редакции.

Главные партии в спектакле исполняют ведущие солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета: Олег Габышев (Онегин), Анастасия Ситникова (Татьяна), Дмитрий Фишер (Ленский), Наталья Поворознюк (Ольга), Сергей Волобуев («Генерал»). Декорации к спектаклю созданы неоднократным обладателем «Золотой маски», художником Зиновием Марголиным. Балет поставлен на музыку Петра Чайковского и современного композитора Александра Ситковецкого. В этом году «Онегин» номинирован на Национальную премию «Золотая Маска» в трех категориях – лучшая балетная постановка, лучшая работа хореографа, лучшая балетная мужская роль (Олег Габышев).

 

Балет "Онегин" / фото с сайта http://www.eifmanballet.ru /

 

Наталья Корконосенко (газета «Россия»): «…Борис Эйфман сумел доказать мировому театральному сообществу: балет как инструмент психоанализа равен музыке и литературе. И продолжает переводить на язык танца сюжеты хрестоматийных бестселлеров, раскрывать на языке пластики духовные искания героев…».

Елена Алексеева («Петербургский дневник»): «Не берусь назвать ни одного театрального события (из нынешних), о котором вот так, мгновенно, складывались бы легенды. Как едва ли найду спектакль, который в той же мере, как балет Эйфмана, стал бы зеркалом и летописью своего времени…».

Хеди Вейс (Chicago Sun Times): «Пока молодёжные массы скапливаются в тени огромного моста (Эйфман использует кордебалет самым фантастическим образом), в воздухе повисает предчувствие перемен и опасности. И на этом фоне разыгрывается гораздо более личная и трагическая история любви, утрат, предательства и смерти, облечённая в форму сменяющих друг друга ярких соло, дуэтов и трио, поддержанных всем ансамблем в сценах ночных кошмаров, похорон и дискотеки, поставленных с потрясающей оригинальностью».

Борис Эйфман: «Почему я обратился к роману А.Пушкина «Евгений Онегин», что волнует меня сегодня в нем? Этот роман назван «энциклопедией русской жизни», в нем А.Пушкин прозрел и создал удивительно точный архетип русского характера своего времени, сотворил поэтический образ русской души, загадочной, непредсказуемой, необыкновенно чувственной.

Всем своим творчеством я пытаюсь разгадать тайну русской души. И обращение хореографа к роману «Евгений Онегин» – это еще одна попытка выразить таинство духа.

Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится, и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос –  что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность. Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан.

Искусство хореографии не готово ответить на актуальные вопросы жизнеустройства общества. Но, участвуя в творческом их осмыслении, анализе и индивидуальной оценке, мы тем самым участвуем в процессе его совершенствования».

 

Балет "Онегин" / фото с сайта http://www.eifmanballet.ru /

 

Балет «Онегин» стал одним из четырех спектаклей, вошедших в балетную тетралогию Бориса Эйфмана «Иное пространство слова…», которая была показана 1-4 марта 2010 г. на сцене Александринского театра в Петербурге. Впервые на одной театральной сцене были представлены хореографические версии ключевых произведений русской литературы – балеты «Анна Каренина», «Онегин», «Чайка», «Братья Карамазовы». В своих постановках Борис Эйфман предпринял смелую и – по мнению самых авторитетных критиков – блистательную попытку перевода этических и метафизических изысканий великих русских писателей на страстный пластический язык современного психологического балета.

Петербургский исследователь Т.А. Боборыкина отмечает: «Уникальная лексика и концептуальные авторские трактовки Эйфмана – это прорыв в иное пространство слова, в ту запредельную область, где воплощается не сюжет, а бесконечность внутренних миров героев. По сути дела, сам человек для Эйфмана – это уже сюжет».

 

Вернуться к списку новостей