28 марта в Большом зале консерватории дирижер Теодор Курентзис и Национальный филармонический оркестр России представляют симфонические раритеты: «Пеллеаса и Мелизанду» Сибелиуса, Концерт для оркестра Бартока и в дополнение к этой программе любимый оркестровый «бис» — Адажио для струнных Барбера.

Каждый концерт Теодора Курентзиса публика встречает с энтузиазмом: еще бы, ведь молодой дирижер — один из немногих, кто считает необходимым исполнять не обкатанный многочисленными интерпретациями репертуар. В поле его творческих интересов «Дидона и Эней» Пёрселла (записанная осенью 2008) соседствует с «Воццеком» Берга (поставленным в этом сезоне на сцене Большого театра России), балет «Золушка» Прокофьева — с операми Верди. Оригинальная творческая позиция дирижера подчиняет себе звучание любого оркестра и заставляет его перевоплощаться в нечто новое. Предсказать, каким будет художественный результат, невозможно – опровергая инерцию восприятия, Теодор Курентзис интригует меломанов, профессиональных музыкантов и критиков. Но далеко не все догадываются, какой трудный и кропотливый репетиционный процесс стоит за каждой новой программой маэстро.

В фокусе концерта 28 марта — произведения композиторов первой половины двадцатого века: Сибелиуса и Бартока. Написанная по культовой драматической пьесе Мориса Метерлинка, сюита «Пеллеас и Мелизанда» Сибелиуса стала четвертой по хронологии музыкальной версией средневековой легенды: до него к ней обращались Клод Дебюсси, Габриэль Форе и Арнольд Шёнберг. Каждое из этих сочинений в свое время имело значительный резонанс, пьеса с музыкой Сибелиуса выдержала пятнадцать представлений в Хельсинки подряд. Из всех театральных опытов композитора только «Пеллеас и Мелизанда» был превращен автором в самостоятельное оркестровое произведение, что свидетельствует об особом отношении к ней.

В 1944 году дирижер Сергей Кусевицкий сразу после исполнения премьеры Концерта для оркестра сделал неожиданный комплимент Беле Бартоку, сообщившему в письме своему приятелю: дирижер «говорит, что это самое лучшее оркестровое произведение за последние 25 лет, (включая произведения его кумира Шостаковича!)» Вряд ли трепетное отношение к музыке Шостаковича помешало российским дирижерам исполнять это произведение, но факт остается фактом — услышать его в нашей стране практически невозможно.

Вернуться к списку новостей