26 марта исполняется 85 лет выдающемуся современному французскому композитору Пьеру Булезу. Ему принадлежат открытия абсолютно новых методов сочинения музыки, кроме того, Пьер Булез – крупнейший дирижер, педагог и руководитель исследований в области звука. Это одна из самых необычных фигур второй половины XX-го века. Так, ему принадлежит изобретение метода алеаторики, или – случайного сочинения. Суть метода заключается в том, что композитор не фиксирует порядок и количество частей своего произведения. Например, третья фортепианная соната Пьера Булеза записана на отдельных листах, порядок которых не пронумерован.

До сих пор композиторы, артисты да и слушатели спорят: возможно ли таким образом создать по-настоящему выразительную музыку? Но бесспорно одно: в той или иной мере этот метод вошел в практику почти всех крупных композиторов второй половины века: его использовали и Пендерецкий, и Лютославский, и Шнитке, и Пярт. Необязательно строить подобным образом все сочинение, можно, например, написать партитуру для оркестра так, как это делалось раньше, а в какой-то момент поручить отдельным инструментам исполнение определенной группы звуков в течение строго фиксированного времени. Получается очень интересный эффект – строго упорядоченное изложение сочетается со свободным, случайным.

Пьера Булеза всегда интересовало такое сочетание, по его словам, он ищет равновесия хаоса и порядка. Эти поиски привели его к созданию ряда сочинений, где наряду с обычными инструментами применяется синтезатор или компьютер. Например, в одном из его произведений часть исполнителей играет на сцене и подчиняется дирижеру; вокруг них размещается публика; а позади слушателей находятся еще шесть солистов, расположенных подобно лучам звезды – два фортепиано, арфа, вибрафон, венгерские цимбалы и ксилофон, причем звучность каждого из них преобразуется при помощи особой электронной техники.

Пьер Булез – человек неистощимый на выдумки, каждое новое его произведение – это открытие. Поэтому обо всех его изобретениях можно говорить бесконечно. Но неподготовленному слушателю музыка Булеза покажется странной, в ее чары действительно нелегко проникнуть. Однако за каждым произведением этого композитора стоит не жажда эффекта, а всегда продуманный интересный замысел.

Огромную часть своей жизни он отдает дирижерскому искусству - и здесь давно выбрал для себя особый репертуар: он исполняет только музыку XX-го века, говоря, что вся остальная в нем не нуждается.

Вернуться к списку новостей