24 марта завершаются гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева по городам США и Канады. Пресса Америки сравнила гастроли труппы с дягилевскими сезонами, назвав «откровением» исполнение музыкантами Четвертой симфонии Чайковского.

В заключительной части гастрольного тура, продолжавшегося более трех недель, оркестранты выступили в ведущих концертных залах Оттавы, Торонто, Монреаля, Сан-Диего и Сан-Франциско.

Гастроли Мариинки не связаны с какими-либо памятными датами, однако, по мнению канадского критика Артура Каптэйниса, чьи рецензии на выступления российских музыкантов вышли в свет в ведущих изданиях страны, симфонический оркестр Мариинского театра и маэстро Гергиев заставили вспомнить о том, что спустя столетие после появления прогремевших на весь мир дягилевских сезонов и Ballet Russes, утвердивших за Россией репутацию надежного «экспортера» ярких театральных действ, российским музыкантам удается удержаться на музыкальном Олимпе. «Чайковский испытал бы гордость, услышав столь благородное и возвышенное исполнение свой Пятой симфонии», - такую оценку критика Артура Каптэйниса, рецензия которого появилась в канадском издании National Post 17 марта, получило выступление Мариинского оркестра на сцене Рой Томсон-холла в Торонто.

«В составе оркестра мы увидели довольно молодых музыкантов, однако их игра была изумительной, и что особенно ценно, проникнута уважением к столетним традициям этого легендарного российского оркестра», - пишет Каптейнис. «Мелодические линии были роскошными, однако дирижер не позволил эмоциональности захлестнуть архитектуру сочинения. Каждый нюанс интерпретации был выверен и тщательно продуман. Чайковский замыслил Пятую симфонию как рассказ о душевных метаниях и внутренней борьбе, и благородное, деликатное выступление Мариинского оркестра делает честь как композитору, так и музыкантам».

Роберт Эверетт-Грин, музыкальный обозреватель канадской газеты Globe and Mail, почувствовал в исполнении российскими музыкантами первой части Пятой симфонии Чайковского «буквально тектоническую силу». «Не менее впечатляющим был и финал, где маэстро Гергиев смог придать сравнительно скупому музыкальному материалу глубину, философскую медитативность и легкую загадочность», - полагает Эверетт-Грин.

Джону Лайдону, музыкальному обозревателю газеты The San Diego Union-Tribune, выступление симфонического оркестра Мариинского театра на сцене зала музыкального общества La Jolla в Сан-Диего напомнило об известном в театральных кругах поверье. «Ингредиенты, из которых рождается хороший оркестр – это прекрасные музыканты, волевой дирижер, заинтересованная аудитория и исполнительские традиции; великим оркестр делает история», - рассказывает рецензент. «Мариинка, являющаяся примерной иллюстрацией данной теории, безусловно, принадлежит к когорте великих оркестров мира, и выступление в Сан Диего стало безоговорочным подтверждением его статуса».

Чудесной и проникновенной назвал Джон Лайдон игру Мариинского оркестра, исполнившего Четвертую симфонию Чайковского. «Выступление российских музыкантов стало подлинным откровением; ощущение было настолько волшебным, словно ты впервые очутился на живом концерте симфонической музыки», - пишет Лайдон.

Вернуться к списку новостей