24 марта в Католическом кафедральном соборе непорочного зачатия Девы Марии выступит камерный оркестр и хор «Musica viva» под управлением Александра Рудина. В программе: И.С.Бах, Симфония к кантате № 146 для органа и оркестра; Антонио Вивальди, «Stabat Mater», кантата для альта, струнного оркестра и органа; Йозеф Гайдн, «Stabat Mater», оратория для 4 солистов, хора, струнных и баса континуо. Солисты: Анна Аглатова (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано, альт), Павел Колгатин (тенор), Максим Кузьмин-Караваев (бас), Константин Волостнов (орган).

Музыкальные традиции празднования Пасхи в европейских странах включают самые разные события — от праздничной литургии, богато начиненной хоровым пением и органными соло, органных концертов в соборах, исполнения духовных ораторий и месс и изобретательно-виртуозных колокольных звонов до целых театрализованных представлений (особенно популярных в Италии) или широкоохватных фестивалей, подобных Пасхальному фестивалю в России.

Свою лепту в празднование Пасхи внесет и оркестр «Musica viva», который в преддверии Страстной недели и пасхальных торжеств представит раритетное исполнение двух Stabat Mater восемнадцатого века, принадлежащих перу Антонио Вивальди и Йозефа Гайдна. XVIII век оказался переломным в истории жанра: впервые Стабат Матер была включена в литургию как часть заупокойной мессы и одной из предпасхальных служб (до этого поэтическая секвенция, приписываемая францисканскому монаху Джакопоне да Тоди, фигурировала как внелитургическое песнопение). До сегодняшнего дня Стабат Матер исполняется на литургии в день Богородицы семи скорбей — в пятницу за два дня до Вербного воскресенья. И если на заре появления поэтических церковных секвенций в 12-13 веках они переживались прежде всего как поэтическое явление, поскольку именно тогда европейское стихосложение открыло для себя феномен рифмы, то в 18-м столетии возникла мощная традиция музыкальных воплощений Стабат Матер, начиная со знаменитой кантаты Перголези, произведений Вивальди, Гайдна и далее к Россини, Шуберту и др., равно как чуть позже появилась поэтическая традиция художественных переводов секвенции с латыни (Жуковский, Эллис, Ахматова).

В мировой традиции воплощения текста Stabat Mater произведения Вивальди и Гайдна занимают не последнее место, хотя их духовная музыка пользуется гораздо меньшей известностью, чем оперы или симфонические произведения. Однако, по мнению критиков, эти сочинения обоих композиторов безусловно принадлежат к лучшим страницам их творчества. Дополнением к программе станет синфония к пасхальной кантате И.С.Баха для органа с оркестром.

Вернуться к списку новостей