24 марта, накануне Праздника Входа Господня в Иерусалим и Страстной Седмицы музыку Александра Глазунова к драме «Царь Иудейский» исполнит Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко.

«Мне пламенно хотелось бы дать посетителям театра … здоровую пищу, удовлетворить их потребность в зрелищах, душу возвышающих… Хочется верить, что проповедь добра, правды и красоты восторжествует…», - так высказывался о замысле своего последнего драматического произведения «Царь Иудейский» Великий князь Константин Константинович Романов.

Идея поэтического воплощения евангельских сюжетов, описывающих события Страстной недели, вынашивалась автором почти четверть века. Работа над произведением завершилась 6 апреля 1912 года, на Светлой седмице. На страницах пьесы разворачиваются события последних дней земной жизни Спасителя: торжественный вход Иисуса в Иерусалим, молитва его учеников и требование толпы казнить Царя Иудейского, суд Пилата и крестный путь на Голгофу, распятие и смерть Христа, Великая Суббота и чудо Светлого Воскресения!

В пьесе нет действующего лица, изображающего Иисуса Христа; эта роль, по замыслу автора, была отведена музыке, которая впервые в истории светской русской музыкальной культуры запечатлела образ Сына Божиего. Одиннадцать музыкальных иллюстраций, призванных сопровождать сценическое воплощение драмы-мистерии, принадлежат Александру Глазунову, директору Петербургской Консерватории и автору Коронационной кантаты к восшествию на престол императора Николая Второго.

Появление драмы-мистерии всколыхнуло русскую интеллигенцию и спровоцировало острую полемику в прессе. Цензура Святейшего Синода пьесу на театральные подмостки не допустила, однако разрешила её к изданию и к исполнению силами любителей литературно-театрального объединения «Измайловские досуги», организованного К.Р. в 1884 году. Премьера спектакля состоялась 9 января 1914 года в придворном театре Эрмитажа, руководил постановкой режиссер Николай Арбатов. Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа, сыграл сам автор. Сценическая жизнь драмы была недолгой – состоялось лишь несколько спектаклей преимущественно для высокопоставленной публики и представителей Дома Романовых. Вскоре пьеса надолго исчезла с театральных и концертных афиш, поэтому особенно радостно, что ее возрождение происходит в контексте века XXI.

Вернуться к списку новостей