Премьера самой знаменитой оперетты Иоганна Штрауса "Летучая мышь", впервые поставленной на сцене Большого театра, состоится 17 марта, а 12 марта на Новой сцене Большого пройдет презентация новой работы.

"Летучая мышь" и сегодня - одна из самых популярных и любимейших во всем мире оперетт Штрауса. Этот жанр, действительно, никогда раньше не присутствовал в репертуаре Большого театра, но тем не менее самое первое представление этой оперетты состоялось в 1874 году именно на оперной сцене - Венской опере.

Принята она была довольно холодно и выдержала всего 16 представлений. Но через десять лет, в 1884 году, в Берлинской опере этот спектакль ожидал невиданный триумф.

Идея постановки "Летучей мыши" давно витала в творческих театральных кулуарах Большого театра, ее мечтали поставить Мстислав Ростропович и Борис Покровский.

В составе творческой команды, которая создавала этот спектакль, молодой, но уже блестяще зарекомендовавший себя в музыкальном театре, режиссер Василий Бархатов. За дирижерский пульт встанет швейцарский дирижер Кристоф-Маттиас Мюллер, запомнившийся москвичам блестящими выступлениями с российским национальным оркестром. Автор сценографии - Зиновий Марголин, постоянный партнер Василия Бархатова, художник по костюмам - Игорь Чапурин. Все они, а также музыкальный руководитель театра Леонид Десятников, примут участие в презентации нового проекта Большого театра 12 марта.

 

>> РИА Новости

 

Фото с сайта www.vashdosug.ru

 

Появление оперетты на сцене Большого может смутить только совсем уж консервативных ревнителей оперного искусства. Да, венская оперетта никогда не шла в главном театре страны, но уже давно входит в репертуар мировых оперных грандов. «Летучую мышь» Иоганна Штрауса ставили нью-йоркский Metropolitan Opera, лондонский Covent Garden, миланский La Scala. Венский филармонический оркестр каждый год утром 1 января играет увертюру из «Летучей мыши» — и это дает старт всему празднику. «Летучая мышь», без преувеличения, сама суть оперетты как жанра. Здесь нет ни слова о политике, ни грамма сатиры, зато в избытке любовь, флирт, искрящееся веселье, добродушный юмор и танцевальные ритмы — чардаш, полька, вальс. Главный герой — неверный муж, который без памяти влюбляется в собственную жену, не узнав ее под маской летучей мыши. Штраус написал оперетту за каких-то шесть недель — на одном дыхании. Сегодня в одной Москве «Летучая мышь» идет сразу в трех оперных театрах: Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, «Новой опере» и «Геликоне». Не будем забывать и того, что в двух шагах от Большого расположена «Московская оперетта». Здесь показывают версию, принадлежащую перу советских драматургов Эрдмана и Вольпина.

На столь густо возделанном поле Большому театру нужно выпустить не просто премьеру, а нечто из ряда вон выходящее. И он, похоже, выпускает. Для постановки «Мыши» были приглашены режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин. Медийной персоной среди них является, конечно, Бархатов. Интервью с «самым молодым оперным режиссером России» есть в любом уважающем себя глянце. Бархатова приглашают даже в такие далекие от оперных проблем ТВ-передачи, как «На ночь глядя». Всех интересует, как к своим 26-ти годам он успел поставить пять опер в Мариинке, драматический спектакль «Разбойники» в московском Театре имени Пушкина, два мюзикла — среди них «Шербурские зонтики», номинированные в этом году на «Золотую маску», и цирковое шоу «Аврора. Спящая красавица».

Бархатов секретов не раскрывает, вундеркиндом себя не признает и утверждает, что на режиссера выучился случайно, поэтому не зациклен на операх. Это очень кстати — в «Летучей мыши», как и во всякой оперетте, артистам половину времени приходится не петь, а говорить. Впрочем, для оперного певца это настоящая пытка.

Из тех солистов Большого, с которыми пришлось работать Бархатову, подобным опытом обладают разве что Роман Муравицкий (Айзенштайн), Елена Манистина (князь Орловский — эта партия написана для меццо-сопрано) и Вячеслав Войнаровский (доктор Блинд). Как говорит сам Бархатов, «Летучая мышь» для него — очень сложное по конструкции произведение, в котором зашифрована история Европы.

Художник Зиновий Марголин не так известен публике, как Бархатов. Но только потому, что театральных художников в принципе знают меньше, чем режиссеров. Рыба-кит в разрезе, всплывающая во втором акте «Конька-Горбунка» в МХТ, опрокинутый на зрителей двор-колодец в «Носе» в Мариинке, «Норд-Ост» с самолетом в натуральную величину — все это его работы.

Кстати, на монтировку декораций к «Летучей мыши» отведено рекордное количество времени: Новую сцену закроют для публики на две с лишним предпремьерные недели. Говорят, это будет настоящий вызов декорационному искусству. И еще говорят, что для «Летучей мыши» Марголин устанавливает на сцене корабль — чуть ли не в натуральную величину. И что якобы потом по этому кораблю будут ходить странные люди, похожие на трансвеститов...

В постановочной группе «Летучей мыши» — еще два имени, способных привлечь модную публику. Костюмы к спектаклю сделал известный модельер Игорь Чапурин, уже попробовавший себя в балетных постановках Большого. А хореографом приглашен молодой красавец Денис Бородицкий — это его первый выход на «взрослую» сцену. По традиции последних лет, Большой театр не обошелся без приглашения зарубежных специалистов.

Ставка была сделана на «темную лошадку». Дирижер Кристоф-Маттиас Мюллер не имеет громких записей в послужном списке. Он стажировался у Сейджи Озавы, был ассистентом Владимира Ашкенази и Клаудио Аббадо, сейчас руководит достаточно скромным Геттингенским симфоническим оркестром. Театрального опыта у него и вовсе нет.

Несколько загадок содержит и список зарубежных певцов, ангажированных на премьерную серию спектаклей. Кресимир Шпицер и Уильям Дейзли, взятые на роль Айзенштайна, специализируются скорее на операх Моцарта, чем на оперетте. Анна Стефани (Розалинда) большую часть сил уделяет музыке барокко. Но Большой за последний сезон приучил нас к тому, что случайные птицы сюда залетают все реже. Случайным мышам здесь тоже не место.

 

Вернуться к списку новостей