В репортаже Ирина Тушинцева возвращается к юбилейным торжествам в  Варшаве по случаю 200-летия  со дня рождения Фредерика Шопена. Накануне на сцену Варшавской филармонии поднялся  Иво Погорелич (Ivo Pogorelic). Для тех, кто знаком с историей фортепьянного искусства последней трети ХХ века, это имя говорит само за себя. Экстравагантный пианист, чье поведение подчас кажется странным, а игра либо божественной, либо насмешкой над традицией. В отношении к Иво Погореличу не бывает середины. Либо восторг, либо абсолютное отторжение. Судьба Иво Погорелича – это годы учебы в  Московской консерватории, это скандал на Шопеновском конкурсе 80-го года, когда его не допустили в финальный тур конкурса, и Марта Аргерих покинула жюри в знак протеста. Это 11-летнее молчание после смерти жены в 1996-м году. В итоге он вернулся на сцену – 23 февраля со Вторым концертом Шопена.

После концерта нашему специальному корреспонденту Ирине Тушинцевой удалось побеседовать с Иво Погореличем. Фрагменты этого интервью мы предлагаем вашему вниманию.

 

 

Господин Погорелич, Вы выпускник Московской консерватории. Почему Вы не возвращались после того, как покинули Россию?

Иво Погорелич: Дело в том, что в мое время Московская консерватория представляла из себя ни что иное, как  мясорубку для талантов. Власть КГБ, коррумпированные профессора. Я числился у двух выпускников Нейгауза. Когда-то мой первый педагог в Москве Евгений Михайлович Тимакин сказал, что музыканту надобно посещать концерты не только для того, чтобы слушать, как надо играть, но также и для того, чтобы слушать, как не надо играть. Так вот мое время в консерватории я могу описать как время, когда в течение пяти лет я слушал, как не надо играть. Я принадлежу западно-русской пианистической школе с корнями в Санкт-Петербурге.

То есть Вы имеете в виду, что Вы – наследник пианистической школы Листа?

Я номер семь по прямой линии, ведущей от ван Бетховена и пятый по прямой линии – по передаче, по системе "педагог – ученик", ученик, который становится педагогом и т.д. от Листа. В моей игре Вы можете прозреть элементы творчества обоих композиторов.

Каковы эти элементы?

Отношение к фортепьяно двоякое. Фортепьяно представляется как оркестр, но ввиду того, что  Бетховен превыше всего любил человеческий голос, то  фортепьяно получает задачи под пальцами инструменталиста изображать линию дыхания человеческого голоса. Вы можете проследить, что вторые части сонат являются ариями по методу bel canto. Лист прибавил пороху, будучи венгром по происхождению, и освободил клавиатуру, утвердил то, что ему досталось от Бетховена, и передал на будущее настолько сильно, что даже на сегодняшний день, я могу сказать с уверенностью, что играть произведения Шопена по-шопеновски гораздо слабее, чем исполнять их при арсенале, который дает школа Листа.

То есть вчера мы с Вами слышали не шопеновский стиль исполнения концерта?

Нет, Вы слышали чистое авторское произведение.  Сам Шопен, когда впервые выступил  в Варшаве, сказал: «Не слушайте меня, слушайте мою музыку».

Есть ли у Вас "рецепт" талантливой игры?

Рецепт прост. Занимайся своим делом, не будь слишком  тщеславным – на чем пострадала Мария Каллас. Ведь трудно было соперничать с бриллиантами Сорей или Фарах Дибы, однако ей это понравилось. Она запустила себя как музыкант и уничтожила свой дар. Музыкант должен быть трудолюбивым, и он должен ценить свой труд. Это то, что я делаю.

Гидон Кремер как-то сказал про Вас, что существует синдром Иво Погорелича -  производить эффект и впечатление, поражать слушателей. Это так?

Я не комментирую комментарии коллег.

Вы их просто игнорируете?

Нет, я их не замечаю. У меня нет времени. Я очень занятый человек.

Как вы себя  чувствуете с оркестром? Точнее, как Вы с ним работаете, ведь Вы часто даете совершенно неожиданные интерпретации, а оркестр – это организм весьма консервативный и инертный?

Оркестр одно дело на репетиции или в концерте, а другое дело – дома. Оркестранты должны заниматься. Большинство не занимается.

Как Вы оцениваете профессиональный уровень оркестра «Симфония Варсовия», с которым играли вчера?

Я польщен их отношением.

Что Вам в жизни помогает лучше понимать музыку и музыкальные тексты? Возможно, поэзия? Литература? Какие ваши преференсы?

Происхождение. Со стороны матери – атаманская империя, западная культура через моего отца. Затем, правильный выбор жизни. Если бы Шопен прошел мимо Жорж Санд, осталось бы меньше ее глупых страниц в книгах и больше ювелирных изделий этого композитора. В жизни нужно уметь делать правильный выбор...

 

Иво Погорелич после выступления в Варшаве / фото с сайта www.en.chopin.nifc.pl /

 

Концерт Иво Погорелича в Варшаве был задуман как эксперимент с самого начала. Организаторы нарочито столкнули почти лицом к лицу два вечера подряд не просто одно сочинение Шопена, Второй концерт, но и двух абсолютно разных исполнителей – Рафала Блехача и Иво Погорелича, предоставляя публике право выбирать. Шопен Блехача – традиционный, эмоциональный, блестящий, всегда легкий для восприятия, приятный и меланхолично-печальный. Только при таком подходе удивляешься, как мог такой человек как Шопен стать глашатаем искусства всей страны, пусть и писал всю жизнь мазурки да полонезы. Оказывается, есть и другой Шопен – Шопен Иво Погорелича – за рамками дозволенности и условностей, дерзновенный, волевой, непостижимый, притягательный как сильнодействующий наркотик, но в то же время и такой же опасный. И, если сталкивая двух пианистов, организаторы фестиваля хотели добиться создания совершенно разных музыкальных миров, имя которым одно – Шопен, этот ход им, несомненно, удался.

 

>> Официальный сайт Института им. Фредерика Шопена в Варшаве

>> Официальный сайт, посвященный году Шопена (Chopin 2010 portal)

 

Ирина Тушинцева, специальный корреспондент радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей