В Канне завершилась Международная выставка-ярмарка музыкальной индустрии MIDEM-2010. Перед ее окончанием специальный корреспондент радио «Орфей» Ирина Тушинцева побеседовала с еще одним лауреатом нынешней премии Midem Classical Awards – немецким певцом Кристианом Герхайером (Christian Gerhaher).

 

Фото с официального сайта певца / www.gerhaher.de /

 

Прежде всего, примите наши сердечные поздравления с этой наградой! Как вы себя чувствуете в связи с этим?

Кристиан Герхайер: Конечно, я очень благодарен, что был удостоен этой премии. Она подтверждает лишь то, что меня понимают, меня принимают и, что возможно, мои интерпретации действительно чего-то стоят. Что я жду от этой награды? Не так много, возможно, большего понимания той музыки, которой я восхищаюсь, например песнями Густава Малера. Ведь Густав Малер – поистине уникальный композитор, он разрабатывал и вырабатывал свой звук, который формируется на основе взаимодействия голоса с оркестром. У Малера было совершенно особое восприятие оркестровых красок, при этом ему удавалось оставаться в русле шубертовско-шумановских вокально-песенных традиций.

Уже долгое время существует два противоречия, два разных подхода к тому, как можно сочинять музыку. То есть вы больше склонны верить в музыкальный путь Малера?

Нет, это не то, что я хотел сказать. Малер иногда действительно создает только атмосферу, иногда он создает некий специфический образ, изменяя авторское поэтическое слово, а порой объединяет разные стихотворения в одну вокальную миниатюру. Я себя ощущаю именно концертным исполнителем, концертным певецом, но, разумеется, помимо исполнения столь любимых мной песен для голоса с фортепиано я достаточно много участвую и в хоровых, и в симфонических произведениях. В том числе песни для голоса с оркестром и сцены из «Фауста» Роберта Шумана.

То есть, если удается, вы предпочитаете концертное исполнение, нежели театрализованный спектакль?

Нет-нет, конечно же, я пою оперу в театре, но просто существует не так много партий и ролей, которые мне бы хотелось петь, которые я бы мог петь. Скажем, я пою Вольфрама в «Тангейзере» Вагнера, или я исполняю роль Графа в «Свадьбе Фигаро», или Пелеаса…

И, конечно же, Папагено?..

Нет, Папагено я больше не пою.

Почему я вас спросила, вы ведь брали уроки у великого Дитриха Фишера-Дискау. Чему вы научились у этого выдающегося исполнителя?

Я действительно брал несколько уроков пения у Дитриха Фишера-Дискау, но поскольку я в то время профессионально занимался медициной, а не музыкой, то собственно я не мог уделять много времени именно вокальным занятиям. Творчество Дитриха Фишера-Дискау – это его работа, его диски, которые существуют, к счастью, во множестве, и на которых мы можем учиться.

А сейчас, будучи известным, как вы можете сравнить свою творческую индивидуальность и Дитриха Фишера-Дискау?

Я думаю, что мы очень разные, потому что Фишер-Дискау сразу начал с высочайшего уровня исполнения, я же начал петь только лишь после того, как получил степень в медицине. Но собственно другая разница в том, что Фишер-Дискау был поистине энциклопедических знаний, и он пел, знал практически весь баритоновый репертуар. Что же касается меня, то я никогда не хотел записать всего Шуберта, всего Шумана, всего Вольфа. Я пою только то, что мне близко, что мне нравится, и что я хочу петь.

Совсем недавно вы упомянули, что ваша жизнь буквально в одночасье радикально изменилась. Что же случилось?

Свои первые уроки вокала я получил, когда учился в Мюнхене. В то же время мне посчастливилось услышать сольный концерт Германа Прейя. Я был настолько потрясен его исполнением, что зародилось желание узнавать больше об этой великой замечательной традиции немецкой песни.

 

Кристиан Герхайер любезно презентовал радиостанции «Орфей» свой последний CD-релиз – Песни Густава Малера в авторской версии для голоса и фортепиано. Фрагмент одной из них слушайте в аудиофайле.

А Международная выставка-ярмарка MIDEM-2010 подошла к концу, но мы еще не прощаемся с ней окончательно и будем неоднократно возвращаться к ее итогам в наших дальнейших передачах. 

 

С Кристианом Герхайером беседовала специальный корреспондент радио "Орфей" Ирина Тушинцева

Вернуться к списку новостей