Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского в юбилейном, 80-м сезоне, подготовили для публики ряд интересных программ. Одна из них – две музыкальные версии истории Франчески да Римини, принадлежащие русским композиторам. Если симфоническая фантазия П.И.Чайковского на эту тему является постоянной частью репертуара БСО, то концертное исполнение оперы С. Рахманинова – из разряда событий редких.

Концерт из произведений Чайковского и Рахманинова состоится 31 января в Большом зале Московской консерватории. Солисты: Татьяна Моногарова, сопрано; Всеволод Гривнов, тенор; Дмитрий Белосельский, баc; Олег Долгов, тенор; Бенно Шоллум, баритон (Австрия). В концерте участвует Хор Государственной Третьяковской галереи.

Кратко изложенная в «Божественной поэме» Данте история Франчески и Паоло из Пятой песни «Ада» стала источником вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов и кинематографистов. В русской музыке первооткрывателем этого сюжета стал Чайковский. Его замысел, первоначально связанный с оперным жанром, реализовался как фантазия для симфонического оркестра. Композитор увидел историю двух влюбленных как вневременную психологическую драму. Преступная запретная любовь и возмездие за нее, страх смерти и адские страдания, – для Чайковского это явилось близкой темой.

Среди оперных прочтений «Франчески да Римини» одно из самых значимых принадлежит Рахманинову. Сценическая судьба его «маленькой трагедии» оказалась непростой. После премьеры под управлением автора в Москве в Большом театре 24 января 1906 года она ставилась лишь время от времени. Незадолго до начала Великой Отечественной войны опера несколько раз прозвучала в виде спектакля-концерта в только что открытом Концертном зале имени П.И. Чайковского. Руководил постановкой Николай Голованов, возглавлявший в те годы БСО. Пропагандист творчества Рахманинова, во время войны он записал «Франческу» на радио.

В «федосеевскую эру» БСО традиция концертного исполнения опер продолжилась. Оркестром были представлены «Майская ночь» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова, оперы Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» (последняя – и в Японии).

«Франческа да Римини» Рахманинова – особое произведение для Большого симфонического оркестра. С ней связана начальная страница истории коллектива: в самом первом концерте БСО, транслировавшемся по радио 21 декабря 1930 года, Антонина Нежданова спела арию Франчески.

Вернуться к списку новостей