Частые появления на концертных площадках Москвы пианиста-виртуоза Дениса Мацуева сопровождаются небывалыми аншлагами. Каждая новая встреча с этим музыкантом таит в себе массу откровенных неожиданностей. Уже несколько лет функционирует персональный филармонический абонемент Дениса Мацуева. В орбите внимания молодого артиста сотрудничество с выдающимися дирижерами современности. Не успели опомниться московские меломаны от концерта Мацуева с оркестром Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, как, спустя день, пианист музицировал уже с другим талантливым представителем легендарной мусинской петербургской дирижерской школы – Семеном Бычковым. Причем приглашение этого чрезвычайно занятого дирижера произошло по причине замены Леонарда Сладкина, который из-за болезни был вынужден отменить серию концертов.

 

La prima di MiTo SettembreMusica 2009 / Фото с Flickr.com

 

Семен Бычков – личность невероятно популярная на Западе. Вот уже 12 лет он возглавляет один из авторитетных оркестров в Западной Германии – Симфонический оркестр Кельнского радио, с которым гастролировал в нашей стране не раз. График концертных выступлений Семена Бычкова расписан на несколько лет вперед. По счастливому стечению обстоятельств последняя неделя декабря у маэстро оказалась относительно свободной, он незамедлительно принял решение выступить в Москве с Российским национальным оркестром. Хотя это было рискованно в сжатые сроки провести минимум репетиций. В данном случае Семену Бычкову равных себе не занимать. Обаятельная харизма, невероятный артистизм и колоссальная самоотдача, плюс коммуникативное общение с музыкантами оркестра во время музыкального исполнения – все эти факторы позволяют смело считать маэстро Бычкова большой находкой для дирижерской коллегии Российского национального оркестра. Ну а сам музыкант необычайно рад своему такому скорому возвращению в российскую столицу.

Семен Бычков: «Неожиданность была очень большая. Мне позвонили практически где-то неделю назад, и сказали, что мой коллега Сладкин вынужден был отменить этот концерт, и попросили его заменить. И получилось совершенно случайное совпадение, что именно в этот период у меня была возможность приехать, и я это сделал с радостью.  Потому что я был в Москве практически в прошлом июне месяце со своими кельнцами, и вернуться так быстро после того приема, который мы все имели здесь, мне было очень приятно.

Каждый оркестр является детищем той страны, где он родился. Притом, что оркестры очень интернациональные, масса музыкантов приезжает и попадает в оркестр Германии из разных стран, при этом остается что-то, что принадлежит национальному характеру этой страны. Поэтому естественно будет стиль отличаться, поскольку традиции отличаются. И это очень интересно иметь такое богатство  красок, и восприятий музыки, и традиций ее исполнения. Что для меня интересно сегодня и представляет огромную сложность для исполнителей – это из-за того, что мир становится все теснее и теснее, и очень легко потерять те национальные качества, которые принадлежат каждому сочинению и каждому композитору, поскольку они родились в своей стране, в своей культуре. И задача интерпретатора сегодня – это достигнуть, я бы сказал, автентичности духа исполнения. Если исполняешь музыку, которая родилась не в твоей культуре, не в твоей стране, значит нужно каким-то образом попытаться понять не только ее смысл, но понять ее дух. Таким образом, интерпретация тогда будет правдивой…»

 

Photo by Thomas Kost / Фото с официального сайта дирижера

 

Денис Мацуев солировал в Первом и Втором фортепианных концертах Дмитрия Шостаковича. Играть эту музыку с разными дирижерами – процесс увлекательный. По меткому замечанию самого Дениса Мацуева, открыть новые красоты Второго фортепианного концерта Шостаковича ему еще только предстоит.

Денис Мацуев: «То мнение, которое бытует, что это якобы пионерский концерт для Максима Шостаковича, для того, чтобы он окончил консерваторию и так далее, это абсолютно равноценные два концерта с потрясающей музыкой. Вторая часть это вообще, как сказал Семен Бычков – просто «поп-шлягер». Гениальная мелодия, гениальная гармония, которые, многие говорят, что не свойственны Шостаковичу. Да еще как свойственны! Он потрясающий мелодист. Я думаю, что так называемый роман с этим концертом у меня на долгие-долгие годы…»

Для Семена Бычкова каждое новое обращение к музыке Дмитрия Шостаковича вызывает особые патриотические чувства и глубоко личные переживания.

Семен Бычков: «Музыка Шостаковича мне была близка всегда, остается близкой, и она соответствует тому времени, в котором мы живем. Шостакович ушел из мира совсем недавно. И, что невероятно, он нашел какую-то возможность через звуки музыки выразить ту жизнь, которой жил не только он, но и весь его народ. Его музыка универсальна, потому что те условия человеческого существования, которые есть в одной стране, они, безусловно, существуют в других странах мира, и эта музыка остается актуальной сегодня. Когда я вижу реакцию публики на Западе, которая слышит музыку Шостаковича так же часто, как Чайковского, Брамса, Бетховена (я ее очень часто сам дирижирую), я понимаю, что эта музыка не имеет никакого предела времени. Она безвременна.

Музыка Шостаковича для меня принадлежит к той музыке, в которой  я всегда нахожу что-то новое. Я всегда рассказываю своим музыкантам, что я думаю о поколении людей, которые родились в 24-м году, а это поколение моих родителей. И когда они праздновали окончание своей учебы в школе и имели выпускной бал, то их мечты – это были мечты будущего, как у всех 17-летних молодых людей: или учиться, или влюбиться, или пойти работать – понимаете, самые нормальные человеческие мечты. А вместо этого их жизнь встретила бомбы…»

 

Семен Бычков и Денис Мацуев перд выстпулением в студии BBC Radio 3

18 августа 2009 года / Фото с Flickr.com

 

Венцом программы стало триумфальное исполнение Второй симфонии Сергея Рахманинова. Семен Бычков интуитивно чувствует теплоту рахманиновской музыки. В трактовке маэстро симфония обрела художественную ясность и особый ностальгический оттенок.

Семен Бычков: «Эта симфония – одно из тех сочинений, которые были моей первой любовью в музыке. Безусловно, я ее дирижирую все эти годы, но я  всегда дирижировал оркестрами западными. Я ее записал со своим парижским оркестром, после этого записал со своим кельнским оркестром. Я дирижировал и с Берлинской филармонией, и с американскими оркестрами, и с английскими оркестрами – во всем мире. Эта музыка, которую очень любит публика, и очень любят музыканты, когда они ее хорошо знают. Но есть что-то очень особенное, имея возможность музицировать это сочинение с русским оркестром такого высокого класса, каким является Российский национальный оркестр. Потому что музыканты знают уже сами, что находится за нотами. Этот дух музыки, эта русская природа, эти гармонии, эти мелодии -  у них в крови…»

В Санкт-Петербурге Семен Бычков не был уже несколько лет. 25 декабря в Большом зале филармонии с Российским национальным оркестром ему предстоит закрывать Международный музыкальный фестиваль «Площадь искусств». В программе вечера – фрагменты из музыки балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского и та же Вторая симфония Сергея Рахманинова, которую в начале 70-х годов прошлого века так мечтал продирижировать с оркестром Ленинградской филармонии мало кому тогда известный Семен Бычков.

 

Ссылки по теме:

>> Официальный сайт Семена Бычкова

>> Официальный сайт Дениса Мацуева

 

Вернуться к списку новостей