Обзорный репортаж Виктора Александрова о концертах в Золотом зале Венского музыкального общества (Королевский оркестр Концертгебау, Венский филармонический оркестр и хор Зингферайн - дирижеры Марис Янсонс и Николаус Арнонкур).

Удостоиться чести выступить на этой священной сцене мира выпадает лишь избранным, самым  великим музыкантам. В течение этой недели на сцене Музикферайн выступили амстердамский оркестр Концертгебау во главе с Марисом Янсонсом, Венский филармонический оркестр, и хор Зингферайн под управлением Николауса Арнонкура.

Амстердамцы привезли в Вену две  разноплановые программы. В первом концерте маэстро Янсонс дирижировал музыку чешских и немецких композиторов. Прозвучали увертюра к «Проданной невесте» Берджиха Сметаны, нечасто исполняемый концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр Богуслава Мартину, а так же монументальная Четвертая симфония Иоганнеса Брамса.  В трактовке Янсонса  эта последняя симфония композитора обрела художественную ясность и рельефность. Подлинной же кульминацией гастролей амстердамцев стало триумфальное исполнение Второй симфонии Густава Малера «Воскресение» при участии солистов: меццо-сопрано Бернарды Финк, сопрано Рикарды Мербет, и венского хора Зингферайн. Билеты на этот концерт были распроданы еще за несколько недель. Так что попасть в Золотой зал Венского музыкального общества оказалось не так уж и просто.

Для Янсонса Малер – культовый композитор. Его симфонии маэстро постоянно исполняет с разными европейскими оркестрами, в том числе и с оркестром Осло и Петербургской филармонии. Символично и то, что в преддверии малеровского юбилея – 150-летия со дня рождения, который будет широко отмечаться в следующем 2010 году - Марис Янсонс исполняет Вторую и Третью симфонии со своим главным Королевским оркестром Концертгебау, который он возглавляет уже несколько лет.

Марис Янсонс: Музыка Малера, конечно, связана с очень многими городами мира. Немало  городов, которые имеют высочайшую культуру, там звучит много Малера. Например, Симфонический оркестр Баварского радио, который я возглавляю, во времена Кубелика тоже играл очень много малеровских симфоний. В Дрездене его играют, в Америке много…  Но, конечно,  Амстердам – это особое место. Потому что, Малер был большим другом Виллема Менгельберга.  Менгельберг его много исполнял, сам приезжал. И, конечно, эти малеровские традиции, связанные с Концертгебау, очень сильны и известны во всем мире.  Авторитет Амстердама как города Малера и оркестра, этих традиций очень высок.

... равно как и Вена, потому что здесь помнят исторический цикл концертов Леонарда Бернстайна.

Марис Янсонс: Конечно, Бернстайн здесь после войны, можно сказать, возродил симфонии Малера в Вене. Но дело в том, что музыку Малера все обожают, любят и играют. Это всегда событие. Потому что, это гениальная музыка, охватывающая столько глубоких вопросов… Столько проблем в этой музыке вы можете найти. И вообще, мир этой музыки настолько широк. Как  в зеркале вы можете увидеть все проблемы, и внутреннюю жизнь человека. Там есть и трагедия, и есть там драма, там есть любовь и ненависть, и сарказм, и гротеск.  Вопрос жизни и смерти - для чего мы живем... Такой большой спектр вопросов и столько в эту музыку вложено, что, конечно, каждый слушатель, исполнитель находит что-то ему близкое. Поэтому, мне кажется, эта музыка всемирная. Она охватывает сердца всех людей, и поэтому, всегда она событийная.

Марис Янсонс исполнил Вторую симфонию Густава Малера с поистине космическим вселенским размахом. На протяжении всего сочинения постоянно  ощущался  дух времени, который поразительно тонко чувствует российский дирижер. Та трагическая безысходность и едкий сарказм, боль и  отчаяние, которые отражены в этой музыке Малером, не  нарушались фантастической игрой  оркестра Концертгебау ни на минуту. Это был подлинный Малер в великом исполнении, которого не помнят в Золотом зале Музикферайн еще со времен Леонарда Бернстайна.

 

Полностью репортаж Виктора Александрова слушайте в аудиофайле.

Вернуться к списку новостей