В минувшую субботу мне посчастливилось (иначе и не скажешь) побывать  на концерте московской афрогруппы «Кимбата» («Kimbata») в милом, но совсем не светском месте под названием «Проект О.Г.И.». И занимательно здесь в первую очередь то, что «Кимбата» – едва ли не единственный коллектив на московской музыкальной сцене, который играет традиционную музыку народов баконго (Центральная Африка), что называется «из первых уст». Вокалисты группы и ее идейные вдохновители – коренные конголезцы из города Киншаса (столица Конго). Тут не возможно не остановиться на личности солиста Андре Пеленды – не только колоритнейшей фигуры коллектива, но его основателя и автора большинства песен, которые исполняются, кстати, на трех, традиционных для Конго языках: киконго, лингалаи и французском. Кроме африканской румбы, в творчестве «Кимбаты» замешаны афробит, пачага, ндомболо, реггей, зук, сукус, ньюс рутс и ска. Тем не менее, общая музыкальная стилистика  группы тяготеет к аутентичному звучанию африканского фольклора 50-60-х годов и песен молодых африканских городов (Киншаса, Луанда, Браззавиль, Дакар) времен Черного Ренессанса. Остальные участники группы – московские инструменталисты.  Столь неожиданный смешанный состав коллектива в еще большей степени способствует уникальному музыкальному синтезу, который перманентно присутствует в звучании «Кимбаты». Пожалуй, музыканты разных культур, соединяясь в этом проекте, взаимно дополняют и гармонизируют собственное понимание африканской музыкальной культуры не только в смысле ее как таковой, но и в контексте подачи этой музыки неподготовленному европейскому слушателю.

 

 

Как говорят сами ребята, большая часть их композиций представляет собой «до неузнаваемости обработанный конголезский фолк». И дело тут, конечно, в искусных  и грамотных аранжировках. Африканские фольклорные темы музыканты преподносят под прогрессивный электрический звук в составе акустических гитар, бас-гитары и ударных.  Впрочем, на иных концертах группу можно услышать и в более живом звучании с присутствием этнических барабанов, бубнов и прочих звенящих и ударно-шумящих инструментов. А между тем продвижение собственной культуры в найденном актуальном амплуа приносит вполне обозримые плоды. На сегодняшний день у «Кимбаты» есть своя хоть и небольшая, но постоянная аудитория слушателей, не говоря уж о том, что коллектив всегда желанный гость на всякого рода фестивалях этнической музыки.

К слову сказать, на днях Российский государственный музыкальный телерадиоцентр проводит традиционный Круглый стол, главной темой которого фигурирует продвижение классической музыки в нашем обществе. Так не стоит ли и тут задуматься о том, чтобы поставить первостепенной задачей поиск актуальной интерпретации, иными словами того свежего звучания, которое смогло бы обнаружить интерес современной публики.  А это напрямую касается вопроса поиска аранжировки. В конечном итоге, и тому немало примеров, пробудившийся интерес непременно приводит к первоисточнику.

Но с классической музыкой, в определенном смысле, может быть, даже проще, ибо она всегда принадлежала к области высокого и светского искусства. Совсем другое дело – афробит –  музыка, априори, в понимании нашего общества не элитная. В то время, как во всем мире черная музыка вызывает неподдельный интерес и обладает солидной аудиторией почитателей, в наших краях ее как-то сторонятся и даже чураются. Африканские и афроамериканские певцы, не так часто посещают нашу страну с концертами, будь то даже столь востребованные направления, как джазовая музыка, блюз, соул, да взять хотя бы беспрецедентно популярный сегодня хип-хоп. Что уж говорить о неформальном течении «world music», или так называемой этнической музыке.  

И хотя группа «Кимбата» выступает с живыми концертами в музыкальных клубах столицы с определенной регулярностью, широкой просвещенной музыкальной аудитории, которая разбирается и в классике, и в джазе, и даже в добротном фолке, она практически не известна. А в силу неформальной музыкальной специфики площадки формата солидных концертных залов для нее пока закрыты. И пусть эта музыка совершенно непривычна для отечественного слушателя, она абсолютно очаровывает своим коренным колоритом и заслуживает гораздо большего внимания, чем получает сегодня.

Московский клуб «Проект О.Г.И.» - это, пожалуй, типичный образец музыкальной площадки для концерта группы «Кимбата». Затерявшееся в переулках старой Москвы, тесное и задымленное с миниатюрной сценой, это место чем-то напоминает (со скидкой примерно на сто лет назад) те богемные заведения, где проводили свое время представители декаденствующей русской интеллигенции. В отсутствие последних сегодня здесь обитает добрая неформальная молодежь. А по вечерам тут можно услышать потусторонние ритмы Республики Конго в исполнении единственной в своем роде московской афрогруппы «Кимбата». А впрочем, это та «растительная» музыка, которую неплохо было бы знать всякому подлинному меломану.

Может, стоит стать немного неформальнее?..

 

>> LiveJournal (ЖЖ) афрогруппы "Кимбата"

>> Страница Андре Пеленды на My Space

 

Вернуться к списку новостей