8 декабря в БЗК Ансамбль Марка Пекарского представит концерт «Территория кич» оригинального проекта «Музыкальные ландшафты».

 

Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского

 

В программе первого отделения:

Прокофьев – Пекарский, «Джульетта-барышня»;

Александр Мосолов, «Четыре газетных объявления». Транскрипция для камерного ансамбля Эдисона Денисова (1981); версия для сопрано и ударных М. Пекарского (2007);

Владимир Мартынов, «Некоторые распоряжения для фортепиано, чтеца и вибрафона»;

Георгий Пелецис, «Цветущий жасмин» для скрипки, вибрафона и камерного оркестра;

Павел Карманов, «Душа моя» для голоса и ансамбля.

В перерыве - прослушивание песен из репертуара «Битлз» в исполнении Кетти Бербериан.

 

В программе второго отделения:

Павел Карманов, «Песнь о любви» для фортепиано, препарированного фортепиано, чтеца и ударных;

Рославец, Попурри-фантазия на темы популярных советских песен для ксилофона и фортепиано;

Владимир Мартынов, «Разговор об отсутствии поэзии и музыки»;

Марк Пекарский, «Танго для ансамбля ударных».

 

В концерте принимают участие:

Алиса Гицба (сопрано)

Владимир Мартынов (фортепиано)

Артур Гирский (скрипка, США)

Марина Катаржнова (скрипка)

Павел Карманов (клавишные)

Григорий Кротенко (контрабас)

Иван Бушуев (флейта, фортепиано)

 

Пресс-релиз о концерте:

Признаюсь, задача рассказать о киче не из лёгких. Попробуйте кратко и точно определить значение, назначение и смысл этого термина! Умные мысли умных людей, увы, не проливают света на проблему. Судите сами:

«Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни». Это из «Авангарда и китча» Клемента Гринберга (1939).

В 1998 году вышла работа Одда Нердрума «Китч — трудный выбор». «Китч, — говорит он, — это страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества… Китч служит самой жизни и обращается к индивидууму».

И, наконец, Милан Кундера в книге «Невыносимая лёгкость бытия» (1984) «определяет» смысл этого художественного явления: «Кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения всё, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо».

Всё умно и остроумно, — но что же такое, этот самый кич?! Приведённые здесь цитаты, вроде бы, понятны, и слова всё больше знакомые, — а проблема остаётся нерешённой, как была… Да и правописание слова не узаконено, — кто-то выводит его из немецкого языка и пишет китч (Kitsch). Из польского же пришёл совсем «упрощённый» вариант написания — кич (от Сус — поделка).

Пожалуй, определение, почерпнутое нами из Интернета (Википедия — свободная энциклопедия), даёт какое-то представление об этом интереснейшем явлении: «Термин, имевший хождение в 1960 – 1970-е годы и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, кич есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. Кич — это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к кичу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нём должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В киче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий».

А вот согласно книге Кравченко А. И. «Культурология: Словарь» (М., Академический проект, 2000) «Кич (нем. Kitsch — халтурить, создавать низкопробные произведения) — это синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Термин возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности II половины XIX  — начала XX вв. Позже кич распространился на все сферы искусства: литературу, музыку, театр, архитектуру, кинематограф, телевидение. В 1960 – 1980-е годы предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность К. получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности кича. Широкое распространение кич получил и в России.

В современном мире кич настолько распространен, что выделяются несколько его разновидностей. Ретрокич — мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич — современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдалённо напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича. Для кича характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства кич, не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутнённого, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, кич намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, кич тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в киче распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса кича являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде».

Ну, вот, вроде бы и всё, найденное мною по поводу кича. Старался, как мог. А сейчас вам будет предложено наше представление об этом отнюдь неоднозначном явлении.

Слушайте и наслаждайтесь…, кто, конечно, сможет…

Марк Пекарский

Вернуться к списку новостей