5 декабря в Концертном зале имени П.И.Чайковского в рамках филармонического абонемента «Оперные шедевры» Московский камерный оркестр и хор «Musica Viva» под руководством Александра Рудина представляет концертную версию оперы В.А.Моцарта «Идоменей».

Это уже четвертая оперная премьера «Musica viva», вслед за прошедшими с ошеломительным успехом моцартовским «Дон-Жуаном» и «Золушкой» Россини (дирижер Теодор Курентзис) и «Орландо» Генделя (Кристофер Мулдс). В апреле 2010 года оркестр планирует продолжить оперную традицию исполнением «Служанки-госпожи» Перголези (к 300-летию композитора) и генетически связанной с ней музыки балета «Пульчинелла» Стравинского.

«Идоменей», одна из лучших опер Моцарта, надолго оказался за рамками российской сцены – в репертуаре ведущих театров он не появлялся так давно, что возникают сомнения, ставился ли вообще когда-то. Силами немецкой труппы опера мелькнула в 1820 году в Малом театре Санкт-Петербурга, но без особого успеха. Мариинский театр обратился к этой партитуре в 2009 году, московским меломанам исполнение «Идоменея» только предстоит услышать. Между тем именно сейчас идеи этой оперы особенно актуальны: военные преступления, жертвы террора, стихийные бедствия и эпидемии – главные темы трагедии легли в основу концепции множества современных европейских постановок «Идоменея». Нечто подобное переживалось европейцами и в XVIII веке, неслучайно мотив искупительной жертвы проходит красной нитью через оперные партитуры века барокко и Просвещения. Вольтер в своем «Философском словаре» посвятил отдельную главу Иеффаю — библейскому прототипу Идоменея и проблеме человеческого жертвоприношения. Не говоря уже об особенно модном в те времена образе «просвещенного монарха» (Идамант), на роль которого авторы иносказательно прочили Иосифа II. Не случайно вслед за моцартовским «Идоменеем» появился целый ряд одноименных опер: Дж. Гадзаниги, Ф. Паэра, Ф. Федеричи, Дж. Фаринелли.

«Идоменей» – одна из самых необычных опер Моцарта – впервые представлена во время Мюнхенского карнавала в 1781 году. Ее либретто заимствовано Дж.Вареско из более ранней французской музыкальной трагедии Андре Кампра (1712) и первоначально принадлежит перу французского драматурга Антуана Данше. Любопытно, что еще в бытность свою в Париже в 1764 году Моцарты посетили спектакль «Идоменей» Антуана Марэна Лемьера в Комеди Франсез. Да и сама опера пронизана приметами французского стиля — особенно в балетных сценах, написанных для французского хореографа Клода Леграна, работавшего при мюнхенском дворе. Французские влияния резко выделяют это произведение среди других опер Моцарта.

«Musica viva» представляет «Идоменея» в первой, мюнхенской редакции с некоторыми купюрами.

Вернуться к списку новостей