Созданная 90 лет назад, но никогда не исполнявшаяся в России, опера Рихарда Штрауса «Женщина без тени» сегодня впервые поставлена на прославленной сцене Мариинского театра. По признанию самого Штрауса, «Женщина без тени» - небывало сложная и красочная партитура в истории европейской оперной классики первой половины XX века – последний отголосок ушедшей эпохи романтизма. Редко в репертуаре какого-либо театра можно встретить это название. «Женщина без тени», пожалуй, и одна из сложнейших, поистине титанических оперных вершин в творчестве композитора. Штраус задействовал гигантский, более ста человек, оркестр с экзотическими ударными. Вокальные же партии предъявляют чрезвычайно высокие требования к солистам.

 

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев убежден в современности этой незаслуженно забытой оперной партитуры:

«Мне кажется, что Мариинский театр продолжает работать над осуществлением программы, и Рихарду Штраусу в ней отводится определенное место. Так же, как и Яначеку, Бриттену ну и, конечно, прежде всего, Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу. У меня нет комплекса, что мы от кого-то отстаем. Процесс – увлекательный, интересный, у нас есть целая группа певцов, которые сегодня могут работать над партиями. Скоро войдут в спектакль Лариса Гоголевская, Владимир Ванеев. Я думаю, что через два года этот спектакль будет показан уже во многих странах, у нас есть такие планы.

Мы любим современные, мы любим радикальные работы, мы любим необычные и даже, может быть, сенсационные, даже, может быть, скандальные работы. Если в скандальной работе есть ощущение огромного талантливого почерка артиста, который мог ошибиться в каком-то из своих смелых, дерзких решений, он мог уйти слишком далеко от авторской идеи (такое бывает), но наличие таланта совершенно необходимо. Хочется уходить от серых постановок как можно дальше. Но здесь ни о какой серости, мне кажется, говорить нельзя. Большие мастера своего дела приехали к нам – англичане Джонатан Кент, Пол Браун – очень уважаемые в мире…»

Мариинский театр можно смело считать оперным домом Вагнера и Штрауса. И хотя петербургская вагнериана почти уже освоена маэстро Гергиевым, к наследию Рихарда Штрауса дирижер подходит постепенно и обдуманно. После «Саломеи», «Ариадны на Наксосе» и «Электры», «Женщина без тени» - четвертый полноценный спектакль, по которому в Мариинском можно составить должное впечатление о творчестве Рихарда Штрауса. На эту работу Валерий Гергиев снова пригласил британскую постановочную команду, которая несколько лет назад представляла экспрессионистскую драму Рихарда Штрауса «Электра»: режиссер Джонатан Кент и художник Пол Браун, хорошо известный российской аудитории. Их постановка «Электры» была отмечена Российской национальной премией «Золотая маска».

 

 

В мастерских театра созданы сложнейшие фантасмагорические декорации, задуманные художником Полом Брауном. В его сценографии удивительным образом пересекаются обыденная реальность – мир красильщика Барака и его жены (современные бытовые декорации включают даже машины и автомобиль) и выдержанный в восточном колорите, вымышленный сказочный мир Императора и Императрицы, где действуют не только люди, но и волшебные птицы и рыбы. Перевоплощение одного пространства в другое происходит за считанные секунды, благодаря разнообразным и органичным видеоинсталляциям – блестящей работы видеодизайнеров Свена Ортеля и Нины Данн. Таким образом, в спектакле соединяются и современные высокие технологии, и традиционная сценография.

Особой похвалы заслуживает работа музыкального репетитора-консультанта Рихарда Тримборна, который с начала сезона работал с певцами. Исключительно сложные вокальные эпизоды исполнены на высоком уровне и сочетаются с мастерской игрой и сценическим обаянием солистов Мариинской оперы. В главных партиях на премьере были заняты: Август Амонов, Млада Худолей, Николай Путилин, Ольга Сергеева и Эдем Умеров.

Режиссер-постановщик спектакля Джонатан Кент полон энтузиазма относительно нового спектакля. Говоря о «Женщине без тени», он в частности заметил: «Любая постановка должна стать ответом современности оригинальному авторскому замыслу. Это произведение предъявляет огромные требования не к одному или двум, а к пяти главным солистам. Очень сложные и партитура, и либретто. Это, своего рода, вызов, но нет таких вызовов, на которые Мариинский театр не ответил бы».

 

Слева-направо: Рихард Тримборн (репетитор-консультант), Джонатан Кент (режиссер-постановщик), Пол Браун (художник) 

 

Рихард Штраус называл «Женщину без тени» главной из своих пятнадцати опер. Критики нарекли ее «запутанным шедевром». Запутанность – это, конечно про сюжет, в котором мотивы множества сказок разных народов мира переплелись с идеями Шопенгауэра, Ницше, а также сочинениями отцов психоанализа Зигмунда Фрейда и Густава Юнга.

Героиня оперы – Газель, подстреленная на охоте, и ставшая женщиной без тени. Из-за этого ей не суждено жить в счастливом браке с земным человеком. На самом деле это – печальная сказка о попытке человека обрести собственную идентичность. Сам Рихард Штраус называл «Женщину без тени» всего лишь сказкой, но на самом деле эта опера с глубоким философским подтекстом.

Вообще-то, «Женщина без тени» не относится к числу популярных опер. Еще со дня первой венской премьеры в 1919 году публика прохладно отнеслась к этому сочинению. И действительно «Женщина без тени» - серьезное испытание, как для артистов, так и для зрителей. Запутанное либретто Гуго фон Гофмансталя и перенасыщенная яркими оркестровыми эффектами музыка Штрауса трудны и для исполнения, и для восприятия.

Хотя в Петербурге поклонников Рихарда Штрауса нашлось немало, зал был переполнен – было множество оперных критиков и даже меломанов, специально приехавших из Германии. Мощная труппа Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым сумела в очередной раз добиться в этом спектакле новых творческих высот. Хочется надеяться, что эта работа станет еще одной визитной карточкой Мариинки на главных оперных сценах мира.

Вернуться к списку новостей