3 ноября в Малом зале консерватории состоится концерт к юбилею Альфреда Шнитке. 75-летие со дня рождения композитора — повод вновь перелистать страницы его творчества. Примечательно, что для исполнения камерной музыки Шнитке соединились музыканты разных поколений: пианист Владимир Сканавич и виолончелист Александр Рудин — те, кто лично был знаком с композитором, «вырос» на его творчестве, — и скрипачка Алёна Баева, для которой эта музыка — уже свершившийся факт, устоявшаяся классика.

Стилистическая контрастность, частным случаем которой является цитирование, была в искусстве всегда. Но в XX веке «игра» чужими стилями становится основой художественной концепции сочинений. Творчество Шнитке — яркий тому пример.

Камерная музыка Шнитке, в которой развиваются традиции лирико-психологического искусства, прежде всего Д. Шостаковича, наглядно демонстрирует эволюцию стиля и композиторского письма Шнитке: от авангардных экспериментов ранних лет, увлечение додекафонией, потом — полистилистикой. Но в какой бы технике ни работал Шнитке, он всегда стремился метафорически выразить всю сложность человеческого бытия, и даже смех его был «сквозь слезы».

Программа концерта выстроена в хронологическом порядке: от юношеской Скрипичной сонаты (это будет российская премьера) до одного из последних опусов мастера — «Эпилога» для виолончели, фортепиано и звукозаписи (1993) из балета «Пер Гюнт», бесконечного Adagio, оказывающегося апокалипсическим откровением о человеке ХХвека.

6 ноября в Малом зале консерватории в исполнении Ирины Шнитке, Александра Ивашкина и Святослава Мороза прозвучат камерные сочинения, два из которых написаны специально для этих исполнителей. Вторая соната для фортепиано была впервые исполнена и посвящена Ирине Шнитке. Вдова композитора, пианистка, широко известная в Европе и Америке, по праву считается одним из лучших интерпретаторов произведений Альфреда Гарриевича. Сочинение «Klingende Buchstaben», что в переводе с немецкого означает «звучащие буквы», было написано специально для Александра Ивашкина. В основе пьесы лежит монограмма имени виолончелиста — Alexander: A-E-A-D-E. А Святослав Мороз исполнит Мадригал памяти великого скрипача Олега Кагана.

Вернуться к списку новостей