В санкт-петербургской Капелле им. Глинки открылся всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи» под девизом «Пою мое Отечество». В этом году он посвящен 530-летию старейшей певческой Капеллы Санкт-Петербурга и 70-летию со дня рождения русского композитора Валерия Гаврилина. Примечательно и то, что V-й Гаврилинский фестиваль проходит на берегах Невы – в городе, который для Валерия Гаврилина стал второй родиной. Среди участников музыкального форума – солисты, хор и симфонический оркестр Капеллы под руководством Владислава Александровича Чернушенко, а также известные хоровые коллективы из Петербурга, Москвы, Вологды, Ульяновска, Новосибирска и Талина. Директор Капеллы Ольга Хомова акцентирует внимание на разнообразные жанровые основы программ:

«Очень почетно для Капеллы, что мы смогли в этом году отметить юбилей Валерия Александровича. Мы хотели, чтобы наш фестиваль охватил всю палитру его творчества, начиная от хоровой, балетной и симфонической музыки и заканчивая песенным творчеством. Поэтому у нас в рамках фестиваля звучат его произведения в исполнении хора и оркестра Капеллы под руководством художественного руководителя Капеллы Чернушенко Владислава Александровича и художественного руководителя оркестра Александра Владиславовича. У нас звучит его песенная музыка с оркестром Горковенко, у нас будут, конечно, «Перезвоны» Гаврилина, и в нашей редакции это действительно концерт-действо, как это было написано в авторской редакции Валерия Александровича. Не просто концерт, а мне бы хотелось обратить внимание публики на то, что это даже в какой-то степени спектакль, где каждая нота отражена в движении и в эмоциональной окраске артиста. У нас не просто статичный хор – они все участвуют в этом процессе. Конечно, очень интересны песни Гаврилина, они незабываемы, они любимы народом, и очень важно, что они прозвучат в рамках фестиваля на нашей академической сцене».

Один из концертов будет посвящен светлой памяти вятской поэтессы Альбины Шульгиной, на стихи которой Валерий Гаврилин положил большую часть своих вокальных сочинений. С особой нежной меланхолией исполнил вчера оркестр Капеллы под руководством Александра Чернушенко сюиту из музыки балета «Анюта». Композитор удивительно мастерки воплотил атмосферу чеховского рассказа и тонкие, порой противоречивые характеры персонажей. Любимая публикой «Тарантелла» воскрешает в памяти несравненный образ Екатерины Максимовой, как олицетворение чеховской героини.

В фойе Капеллы публика могла ознакомиться с экспозицией двух выставок: фотолетописью жизни Валерия Гаврилина, запечатленной близким другом композитора Анатолием Пантелеевым, и серией пейзажей «Святая Русь жива» волгоградского художника Михаила Ноликова, выполненных в оригинальной технике фотографической имитации живописи.

Вокально-симфоническая поэма «Военные письма» посвящена трагической истории любви, разрушенной войной. Первыми исполнителями этого опуса Гаврилина были Эдуард Хиль и Таисия Калинченко.  На сей раз Таисия Калинченко выступала с солистом Капеллы Александром Лукьяновым.

Таисия Калинченко: «Прошло почти десять лет с тех пор, как я исполняла вместе с Эдуардом Анатольевичем Хилем это произведение, и вот, наконец-то, мне посчастливилось петь его с прекрасны оркестром.  Я очень рада, потому что сегодня для меня был маленький дебют – я сегодня пела без микрофона. И я поняла, что акустика этого зала уникальна, конечно. И это сочетание – оркестр, хор, солисты и мы все, и музыка Валерия Гаврилина – это все об одном, о любви, которая погибла, можно сказать, из-за войны. Это вывод – давайте лучше любить друг друга и не воевать…»

Валерий Гаврилин верой и правдой служил музыке, старался раскрыть в ней все глубины своей души и делился своими сокровенными музыкальными мыслями и переживаниями со слушателями. Вдова композитора Наталья Гаврилина, член оргкомитета фестиваля, приняла активное участие в составлении программ.

Наталья Гаврилина: «Самое главное, о чем всегда говорил Валерий Александрович, что композитор – это отец произведения, а исполнители – это мать, которая вынашивает, выпаивает, выкармливает и достигает того, что нужно. Поэтому сегодняшний концерт и звучание военных песен, которые были написаны в 1975 году, а по реакции зала чувствуешь, что они и сегодня волнуют, не оставляют равнодушными, это произведение живет. И особенно приятно было слышать, конечно, Таисию Калинченко, которая столько лет исполняла это произведение, и с каждым разом она находит какие-то новые краски. Естественно, и произведению уже много лет, но и исполнителю тоже, но тогда с возрастом приходит и мудрость – та, которая чувствуется в ее исполнении. Понятно, что последний номер «Месяц май» - мальчишеские голоса, они замечательные, конечно, но, к сожалению, как говорят сейчас, не хватает ребят в детском хоре. Поэтому сюда включена, я считаю, вполне естественно женская группа, с тем, чтобы последний номер «Месяц май» прозвучал так, как он прозвучал…»

Фестиваль «Невские хоровые ассамблеи» в петербургской Капелле продлится до 29 октября. Впереди немало интересных концертов, встреч с известными музыкантами, неравнодушными к творчеству Валерия Гаврилина.

 

>> Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (официальный сайт)

Вернуться к списку новостей