В рамках филармонического абонемента «Вечера органной музыки», который стартовал вчера в Концертном зале им. Чайковского, с единственным московским сольным концертом выступил один из ярких представителей современного музыкального искусства Александр Князев. Ни для кого не секрет, что этот экстраординарный музыкант в равной степени совмещает в своей карьере, как виолончельное, так и органное исполнительство. Для Александра Князева не существует особых преград. График гастролей артиста расписан на несколько лет вперед. 29 сентября Князев участвовал в торжественном гала-концерте конкурса «Золотая арфа» в Санкт-Петербурге, после чего улетел в Прагу на выступление с Чешским филармоническим оркестром. И вот Москва – открытие органного абонемента. Причем событие знаменательное вдвойне – 50 лет историческому органу Иржи Рейнбергера и 325 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха, который будет отмечаться в 2010 году. Для каждого органиста Бах - культовый композитор. Александр Князев отважился на такой монографический мега-проект.

Александр Князев о творческой деятельности: «Я безумно счастлив снова играть в Москве в зале Чайковского, потому что у меня был, в общем, довольно долгий перерыв, связанный с некоторыми обстоятельствами. Это далеко не мой первый концерт на этом органе после перерыва, и московская аудитория – она очень теплая и она очень разбирающаяся. Поэтому я поставил безумно трудную программу, но именно в расчете на московскую публику. Ну а что касается совмещения виолончельной и органной практики, то это вошло уже в мою жизнь более-менее органично. Мне предстоит скоро очень тяжелое испытание в Санкт-Петербурге, где я должен буду с оркестром Темирканова сыграть виолончельный концерт Гайдна, а после этого органный концерт Гайдна, который, кстати, очень редко исполняется в России. Поэтому органная жизнь продолжается... Через несколько дней после этого я снова приеду в Петербург, уже в зал Капеллы, где я в прошлом сезоне сыграл сольный органный концерт, и меня пригласили вновь. В этот раз будет очень интересная камерная программа с изумительной скрипачкой Аленой Баевой, с который мы очень много играли вместе с виолончелью. И вот сейчас мы решили попробовать в новом качестве сыграть очень красивую программу  -  шесть сонат Баха для скрипки с органом. В оригинале это написано с клавесином, но я, честно говоря, клавесин не очень люблю и, собственно, не умею на нем играть. А на органе, мне кажется, это вполне достойно звучит, очень интересно, и, в общем, гораздо разнообразнее можно сделать. Я думаю, что это будет очень хороший концерт…»

О Петербурге: «Каждый раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, я со всех сторон слышу, что вот «вы приехали в культурную столицу России». Но я, как москвич, пытаюсь как-то немного Москву тоже отстоять. Но, в общем, я должен признать, что по количеству органов они точно перегнали Москву. Потому что в Капелле стоит изумительный орган, там действительно сохранилось семнадцать валькеровских регистров. С органом Большого зала я, правда, не знаком, я вот буду сейчас в первый раз играть, но я надеюсь, что тоже очень хороший инструмент. Я знаю, что в консерватории стоит прекрасный орган, я на нем еще не играл. А теперь еще и в Мариинке… То есть просто, мне кажется, надо устраивать какой-то фантастический органный фестиваль именно в Санкт-Петербурге. По-моему пришла пора...»

О своем друге органисте Жане Гийю (Jean Guillou): «…Самый, на мой взгляд, великий органист нашего времени Жан Гийю – это мой близкий друг. Он органист собора Сент-Эсташ уже в течение скоро сорока лет. Через год он будет праздновать свой юбилей, ему будет 80 лет. Он пригласил меня играть вместе с ним, это, кстати, будет не первый раз, мы с ним несколько раз уже играли. Главное, что у нас есть совместный проект записи трех сонат Баха для виолончели и органа. Для меня это, конечно, огромная радость и честь играть с таким органистом. Надо сказать, что я совершенно восхищен его игрой. Когда я его услышал впервые, эта игра меня настолько вдохновила, что я потратил очень много времени чтобы овладеть этим инструментом, хотя у меня его совершенно не было. Я занимался всегда урывками – между виолончельными гастролями, концертами, это всегда было все очень тяжело. Понимаете, такую программу, как сегодня непросто было сыграть на таком достойном уровне. Я очень много ее обыгрывал…»

О фестивале «Radio France» во французском городе Монпелье: «… Это фестиваль, куда я каждый год приезжаю играть как виолончелист. Здесь я выступал с такими артистами, как Евгений Кисин, Вадим Репин - то есть самый высший уровень. В этом году я приглашен туда как органист…»

 

Поклонникам органа в Москве вчера крупно повезло – услышать Александра Князева в амплуа органиста можно нечасто. Артист фантастически исполнил несколько хоральных прелюдий из шублеровских хоралов. Особенно тонкой показалась интерпретация Князевым баховских трио-сонат, две из которых были представлены в концерте. Бережное отношение к звуку, точное следование нюансировки – орган у Князева предстал как нежный и лирический инструмент.

Буквально через несколько дней Александра Князева ожидают в Прибалтике. В знаменитом Домском соборе Риги органист завершит запись своего первого сольного органного альбома, в состав которого войдут произведения Иоганна Себастьяна Баха. Ну а следующий московский органный концерт Александра Князева запланирован на апрель 2010 года в Римско-католическом кафедральном соборе на Малой Грузинской. «Вечера органной музыки» на сцене концертного зала им. Чайковского продолжаются. На историческом чешском органе столицы в этом сезоне удостоятся чести выступить известные музыканты – Людмила Голуб, Гарри Гродберг и Анастасия Сидельникова.

Вернуться к списку новостей