6 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории знаменитый музыкант, пропагандист новой музыки Алексей Любимов представил программу из сочинений Валентина Сильвестрова и Арво Пярта, получившую название «Пение мира о самом себе». При всей разности композиционных приемов, этих авторов объединяет особое отношение к музыкальному времени, к духовным поискам.

Объединение в первом отделении Багателей и Духовных хоров Сильвестрова неслучайно. Сам композитор признавался, что его хоровая музыка возникла из багателей: «Это песни без слов для фортепиано. Однажды они зазвучали в уме, как Аллилуйя...». А на вопрос, что означает термин «мета-музыка», используемый Сильвестровым, он ответил так: «Это музыкальные метафоры, символическая музыка. Паузы, прикосновения, особый тон создают этому тексту символизм. В принципе, любой человеческий язык — условный. Можно витиевато говорить и ничего не сказать, а можно одно слово сказать, но с особой интонацией, и оно будет более ёмкое, чем вся конструкция. В музыке это возможно. Я хочу передать бережное отношение к звуку, когда каждый звук, даже самый простой, рождается сейчас на наших глазах. С точки зрения музыкальной теории, такие созвучия уже были. Да, все было: и листья были, и розы были. Но каждый раз слово то же самое, а роза новая».

Творчество Арво Пярта было представлено известным опусом — «Tintinnabuli» № 1: «Алина» для фортепиано, созданном в 1976 году, а также одним из последних его сочинений — Симфонией № 4. В середине 1970-х Пярт пришел к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах — трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда, который назвал tintinnabuli (лат. «колокольчики») и охарактеризовал как «бегство в добровольную бедность». Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах.

Партия фортепиано исполнялась Алексеем Любимовым и Валентином Сильвестровым. В концерте также приняли участие  Камерный хор «Духовное возрождение» и Московский камерный оркестр «Musica Viva».

Вернуться к списку новостей