21 октября 1912 года родился выдающийся английский пианист и дирижер сэр Георг Шолти. Его называли «последним супердирижером» за огромный и разнообразный репертуар, который включал почти всю оперную и симфоническую музыку XVII-XX вв. (по словам самого дирижера, это 55 опер и более 200 симфоний).

С пяти лет начал заниматься игрой на фортепиано и уже в 12 лет дал первый сольный концерт. В 1925 году поступил в Будапештскую академию музыки имени Ф. Листа, где учился игре на фортепиано, композиции и дирижированию у Б. Бартока, Э. фон Дохнаньи, З. Кодая и Л. Вайнера. По окончании Академии, стал капельмейстером Будапештской оперы, а в 1931 году под впечатлением от концерта оркестра под управлением Э. Кляйбера решил посвятить себя дирижированию.

Шолти был ассистентом великого А. Тосканини в постановках опер В. Моцарта «Волшебная флейта» и Дж. Верди «Фальстаф» на Зальцбургском фестивале. Самостоятельный дебют Шолти - дирижера состоялся в Будапештском оперном театре постановкой оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро» 11 марта 1938 года — в день вступления нацистской армии в Австрию. В 1939 г. Шолти уехал в Швейцарию, где вернулся к карьере пианиста и в 1942 году стал победителем на Международном конкурсе в Женеве.

После успешной постановки оперы Л. Бетховена «Фиделио» в Мюнхене, Шолти пригласили возглавить Баварскую государственную оперу; он занимал этот пост в 1946–51 гг.; под его руководством театр достиг уровня лучших оперных трупп мира. Параллельно Шолти выступал на Зальцбургском фестивале, гастролировал во многих странах мира. В 1952–61 гг. Шолти был художественным и музыкальным руководителем Франкфуртской городской оперы и постоянным дирижером серии «Музеумконцерты» во Франкфурте.

С 1961 года и до конца жизни Шолти жил в Лондоне, в 1961–71 гг. был музыкальным руководителем «Ковент-гарден» (в 1971-92 гг. — постоянный приглашенный дирижер, в 1992-97 гг. — почетный музыкальный руководитель). С этим театром связаны высшие достижения Шолти как оперного дирижера: он поставил цикл «Кольцо нибелунгов», «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Так поступают все женщины», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Сила судьбы» и «Риголетто» Дж. Верди, «Саломея» и «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Моисей и Аарон» А. Шенберга, оперы Х. Глюка, Д. Пуччини, Б. Бриттена.

В те же годы Шолти завоевал всемирное признание как симфонический дирижер, выступая с Венским, Нью-Йоркским и Лондонским филармоническими оркестрами (1979–83), оркестром «Де Пари» (1971–75), Лондонским симфоническим и другими. В 1970-е гг. предпочитал концертную деятельность работе в театре. В 1969–91 гг. Шолти был музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (в 1991–97 гг. — почетным музыкальным руководителем). В 1971 г. Шолти совершил с оркестром, который под руководством дирижера стал одним из лучших в мире, международное гастрольное турне.

Шолти — один из выдающихся мастеров звукозаписи: он записал за 49 лет сотрудничества с фирмой «Декка» более 40 опер и более 250 дисков, в том числе почти все оперы В. Р. Вагнера и Р. Штрауса, многие оперы Дж. Верди и Б. Бриттена, оперу «Евгений Онегин» и симфонии П. Чайковского, симфонии А. Брукнера, все симфонии Г. Малера, все симфонические произведения и оперу «Фиделио» Л. Бетховена. Записи Шолти более десяти раз награждались «Гран-при» Французской академии и 32 раза — премией «Грэмми».

Вернуться к списку новостей