Известный британский певец Марк Алмонд выпускает альбом "Орфей в изгнании", составленный полностью из песен из репертуара Вадима Козина.

Сегодня в России имя Вадима Козина известно, наверное, лишь людям старшего поколения, однако в 1930-е годы популярность его была такой, что во избежание беспорядков в очередях за его пластинками и билетами на концерты приходилось подключать даже конную милицию.

И хотя песни его – лирические романсы - были далеки от характерного и даже обязательного для сталинских времен патриотически-энтузиастического задора, он пользовался явной благосклонностью властей. Как иначе можно объяснить тот факт, что именно Козин был выбран от СССР петь для высоких гостей Тегеранской мирной конференции 1943 года – наряду с Марлен Дитрих, Морисом Шевалье и Изой Кремер?

Каток сталинских репрессий не миновал, однако, и его – в 1944 году он был отправлен на Колыму. Популярность артиста спасла - к тяжёлым физическим работам он не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключенными.

После освобождения в 1950-м стал вновь выступать, сначала в Сибири, затем и по всей стране, но в 1959 году его настиг новый срок – теперь уже за гомосексуализм.

Вновь освободившись, Козин решил из Магадана не уезжать и так и остался жить в этом городе, став уникальным певцом Колымы. Одна из самых знаменитых его песен – «Магаданские бульвары». Там же, в Магадане, он и умер в 1994 году в солидном возрасте 89 лет.

 

 

Откуда же у английского модника, бывшего лидера очень популярной в 1980-е группы Soft Cell, тяга к русскому артисту из прошлой эпохи?

"В 1992 году у меня было турне по России и Сибири, я ездил тогда просто с пианистом, не было ни группы, ни усиления, и играли мы в небольших залах, - рассказывает Алмонд. - Мне надавали кучу кассет и дисков, и тогда я узнал и полюбил этот жанр - русский романс: лирические, поэтические песни, обращенные прямо в вашу душу, точнее в ту самую загадочную русскую душу".

"Я влюбился в них - в эти мелодии, в эту поэзию, в эту страсть, - продолжает певец, - и решил, что было бы здорово перевести их и исполнить на английском языке. Тогда же я услышал песни и Вадима Козина, отсюда и возник альбом "Орфей в изгнании" - все песни здесь либо написаны самим Козиным, либо получили известность благодаря его исполнению".

Алмонд уже в 1992 году говорил о своей любви к так называемым torch song - английский термин, который, точно так же, как и русский романс, не поддается точному переводу, но имеет с ним немало общего. Певца стало тянуть в Россию настолько, что на рубеже 1990-2000-х годов он прожил в Москве три года, результатом чего стал вышедший в 2003-м альбом "Сердце на снегу", получивший название по песне Арно Бабаджаняна, прославленной в 1960-е годы теперь уже покойным Муслимом Магомаевым.

Этот альбом - вообще антология русско-советской песни. Тут дуэты и с Аллой Баяновой, и с Людмилой Зыкиной, и с Борисом Гребенщиковым, и Сергеем Пенкиным, и с Ильей Лагутенко и даже с хором Нахимовского училища.

Вот как - с изрядной долей иронии - рассказывает об этом альбоме сам Марк Алмонд: "Это был, наверное, самый коммерчески успешный альбом в моей жизни - он давал мне работу на протяжении целого ряда лет. Оплачивал запись я сам, а деньги на это зарабатывал, выступая на свадьбах и частных вечеринках русских олигархов. У нас с ними был натуральный обмен, я им говорил, о'кей, я спою у тебя на свадьбе, а ты мне оплатишь студию и оркестр. Так оно и было - бывали случаи, когда я весь концерт сидел на стуле и пел чуть ли не на ушко невесте. А мне командовали: "Спой эту песню, спой ту песню, спой этот куплет по-русски!” Но зато мне оплачивали студию и оркестр, и так я сумел профинансировать альбом".

Но вернемся к "Орфею в изгнании". Уже само название говорит о том, насколько близко к сердцу воспринял Марк Алмонд судьбу русского артиста. Несомненно, свою роль в этом сыграла и гомосексуальность Козина – Алмонд один из тех, для кого гомосексуализм - не повод для стыда, а знамя, которое он несет с вызовом и гордостью.

Козин – фигура, вроде бы, из далекого прошлого. Но поклонников у него в России немало. Полтора десятилетия назад к ним присоединился Марк Алмонд, а теперь благодаря ему о Козине узнают и многочисленные британские поклонники знаменитого певца.

"Я подобрал песни из его репертуара так, чтобы они выстроились в историю его жизни, - говорит Марк Алмонд. - Начинается и заканчивается альбом песнями о Магадане - "Магаданские бульвары" и "Письмо из Магадана".

 

Вернуться к списку новостей