Концертный зал Concertgebouw (Концертгебау) в Амстердаме является поистине центром сосредоточения лучшей современной мировой музыки академических жанров в Голландии. Здесь проходят исключительные концерты и значимые музыкальные события самого серьезного толка, сегодня Concertgebouw – одна из самых авторитетных международных площадок для проведения различных фестивалей, конкурсов и акций. Благодаря своей потрясающей акустике этот зал принадлежит к единицам лучших концертных залов мира.

И все же Concertgebouw это не просто уникальный концертный зал. Как материальный объект - это в высшей степени ценное культурное наследие, памятник архитектуры; с точки зрения его духовного предназначения – культовое место, подобное храму, но находят здесь не Бога, а Музыку.  Недаром каждый вечер на концертах собираются полные залы ценителей высокого искусства, а очарованные архитектурой Concertgebouw могут приобрести экскурсионный тур по его внутреннему пространству – залам и сценическому закулисью. Сделать подобную экскурсию можно еженедельно в определенные дни. И, наконец, Concertgebouw – это резиденция Нидерландского королевского симфонического оркестра (The Royal Concertgebouw Orchestra) – одного из лучших в мире, признанного сегодня легендой современного музыкального искусства. Именно в Concertgebouw оркестр дает свои домашние концерты.

Вообще, ценность любого объекта или явления в культурном пространстве определяется временем. Ибо с течением времени складывается история, которая несет в себе разнообразие событий, накопленный опыт, сложившиеся традиции и, наконец, уникальную репутацию. История Concertgebouw берет свое начало в 1881 году, когда властями Амстердама было решено построить новый концертный зал, который бы стал символом и олицетворением музыкальной жизни столицы. Спустя семь лет на болотистых землях Nieuwer-Amstel, ныне Музейной площади (Museumplein) уже возвышалось дивной красоты здание в стиле голландского неоренессанса.

Автором проекта стал лучший в то время голландский архитектор Адольф Леонард ван Гендт (Adolf Leonard van Gendt). С архитектурной точки зрения Concertgebouw был решен довольно традиционно для концертных залов того времени. В основу проекта легла симметрично-осевая композиция, которая и сегодня считается наиболее удобной для проектирования театральных сооружений в силу их технических особенностей и сложности планировки.

Удивительный колорит Concertgebouw заключается в его художественном решении. Для престижного проекта нового концертного зала Адольф ван Гендт выбрал международный стиль,  в котором в то же время ясно чувствовалась характерная эстетика голландской архитектуры. Внутри Concertgebouw – это роскошь изысканного вкуса. Нельзя сказать, что его интерьеры изобилуют каким-то особенным пышным декором, ощущение роскоши здесь возникает на балансирующем сочетании цветов и контрастов, материалов и фактур, деталей и украшений, масштабов и ритмов…

Действительно, по сравнению с другими театрами прошлого в Concertgebouw нельзя найти ни живописной росписи, ни скульптуры, ни обильной лепнины, даже цветовое решение здесь сведено к минимуму. Но, пожалуй, именно это потрясающее сочетание благородного красного и золота способно очаровать каждого приходящего сюда.

Несмотря на общую свою целостность и классичность выбранного стиля, в нюансах  Concertgebouw иной раз абсолютно неординарен. Причем что-то здесь было задумано  изначально, а что-то обусловлено градостроительным и инфраструктурным развитием современного Амстердама. Так, например, совершенно правильно было бы ожидать, что главный фасад здания, открытый на пленительную Музейную площадь (Museumplein) должен предполагать и главный вход именно с этой стороны, так сказать по логике движения человека, который с площади подходит к парадным дверям. Однако, сегодня главный вход для гостей перенесен в левое крыло. Эта часть здания была своеобразно модернизирована в период реконструкции 1980 года. Что бы выручить дополнительные квадратные метры, которых к тому времени существенно не хватало для комфортного размещения гостей, часть бокового фасада была застеклена. С тех пор здесь располагается кассовый вестибюль, гардероб и ресторан. Двери же парадного фасада открываются только в дни аншлаговых концертов для более удобного выхода гостей из здания.

Другой причудой может показаться то, что сегодня напрямую попасть с Музейной площади к зданию Concertgebouw не представляется возможным – этот путь прерывается двумя полосами автомобильного и трамвайного движения. А ведь симметрично-осевые сооружения, особенно с фронтонами на фасаде в силу эстетических особенностей композиции предполагают перед собой некое открытое пространство, парадный подход к себе.

Но вернемся во внутрь Concertgebouw… Фойе Большого зала – это еще одно отступление от традиционного. Фойе в привычном понимании тут нет, иными словами нет такого просторного помещения, где публика могла бы беспечно прогуливаться во время антракта. В качестве фойе в Concertgebouw выступают, хоть и довольно широкие (2.7 метра), но коридоры, которыми окружен Большой зал. В антракте гости с шампанским или закусками выстраиваются вдоль стены, беседуют, что-то обсуждают, другие в свою очередь степенно прогуливаются по коридору. Впрочем, впечатления от всего этого самые прелестные, может быть именно потому, что здесь предлагается совершенно иной принцип времяпровождения в антракте.

И, наконец, Большой зал, или так называемый Grote Zaal – великолепный, легендарный в своем роде, величественный, он вмещает в себя более 2000 зрителей. На его балконах выбиты имена сорока пяти композиторов, в числе которых двенадцать голландских мастеров и крупнейшие авторы разных стран, вплоть до Рихарда Штрауса и Игоря Стравинского. Безусловно, доминантой Большого зала является грандиозный антикварный орган, сделанный на заказ, специально для Concertgebouw еще в 1890 году. Вокруг этого впечатляющего инструмента выстраивается потрясающее пространство сцены, позади которой по обе стороны от органа поднимаются еще порядка десяти рядов зрительских мест. Эти места – одни из самых дорогих в зале, должно быть, нет ничего более волнительного для слушателя, чем сидеть практически на уровне играющего оркестра, хоть и приходится довольствоваться только спинами музыкантов.

То же самое неудобство можно отметить и в случае с органистом во время органных концертов, игру которого довольно трудно рассмотреть зрителям с последних рядов, находящихся уже как бы позади самого органа. Впрочем, важность зрелищной составляющей в зале, который по своим феноменальным акустическим характеристикам  входит в тройку лучших мира, меркнет сама собой… Эти места в силу их оригинального и столь близкого к сцене расположения неизменно остаются самыми привлекательными для зрителей. Попадают сюда с верхнего этажа по лестницам, которые спускаются вплоть до уровня пола сцены. По этим же лестницам, кстати, выходят артисты и музыканты, исполняющие сольные партии, поэтому особенно сочувственно приходится смотреть, когда благодарная публика по нескольку раз вызывает их на бисы.

 

Ссылки по теме:

Официальный сайт зала Concertgebouw

Официальный сайт оркестра Concertgebouw

 

Материалы по теме:

Фотогалерея Concertgebouw

Концертгебау – история до наших дней (исторический обзор)

Летние концерты Robeco в Концертгебау (статья)

Программа "Евромикс", посвященная Нидерландскому королевскому оркестру Concertgebouw (Часть1)

Программа "Евромикс", посвященная Нидерландскому королевскому оркестру Concertgebouw (Часть2)

 

Мария Юрченко - корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей