28 августа исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося австрийского дирижёра Карла Бёма. Огромная эрудиция, широкий творческий кругозор, разностороннее мастерство снискало ему славу одного из лучших дирижеров Европы.

Начало его творческого пути было необычным: Карл Бем собирался стать юристом. Окончив юридический факультет Венского университета он даже защитил докторскую диссертацию. Однако вскоре он с головой окунулся в музыку и учился в Вене у Э. Мандычевского и Г. Адлера. Затем Бёму пришлось провести несколько лет в армии. И лишь в 1917 году, после демобилизации, ему удалось получить место ассистента дирижера, а затем и второго дирижера в городском театре Граца — его родного города.

По приглашению Б. Вальтера Карл Бем работал в Баварской государственной опере (1921-1927). В течение ряда лет был главным дирижёром крупнейших европейских оперных театров (Дармштадт (1927), Гамбург (1931-1933), Дрезден (1934-1943)).

Карл Бем известен как непревзойденный интерпретатор главным образом опер и оркестровых произведений В. А. Моцарта, Р. Вагнера, А.Берга. А с Рихардом Штраусом композитор очень дружил. Он принимал участие в первых постановках опер Штрауса "Молчаливая женщина" (1935), "Дафна" (1938), обе — Дрезден). В своей книге "Встречи с Рихардом Штраусом" дирижер рассказывает такой эпизод: на генеральной репетиции оперы "Саломея" зрители были настолько потрясены, что после того, как упал занавес, воцарилась гробовая тишина. Через некоторое время композитор поднялся со своего места и громко сказал: "Не знаю как вам, а мне понравилось". Это разрядило обстановку, и раздались бурные аплодисменты.

Творческие контакты с Дрезденским коллективом Бём сохранил и в послевоенные годы. Но центром его деятельности начиная с 1942 года стала Вена. Он дважды в 1943—1945 и 1954—1956 годах возглавлял Венскую государственную оперу, руководил фестивалем, посвященным открытию ее восстановленного здания. В остальное время Бём регулярно дирижировал здесь концертами и спектаклями. Наряду с этим его можно было увидеть почти во всех крупнейших центрах мира; он выступал в Берлине, Зальцбурге, Праге, Неаполе, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе (где несколько лет руководил театром «Колон») и других городах. Карл Бем гастролировал в Москве с Венской оперой (1971). В 1974 выступал на открытии сезона в Ла Скала ("Фиделио").

Карл Бем был удостоен званий почётного дирижёра Венского филармонического оркестра, генералмузикдиректора Австрии, президента Лондонского симфонического оркестра. Среди его записей - "Кольцо нибелунга" (солисты Нильсон, Ризанек, Виндгассен, Тальвела, Адам Дернеш, Philips), "Так поступают все" (Шварцкопф, Людвиг, Краус, Таддеи, EMI).

Вернуться к списку новостей