За последние пять лет американская оперная дива Джесси Норман уже не раз приезжала в Россию, для которой ее открыл еще Владимир Спиваков на своем фестивале в 2003 году. Теперь певицу пригласил другой наш известный струнник и дирижер – Юрий Башмет, что бы соединить тембр своего альта работы мастера Тестори с глубоким и бархатным сопрано темнокожей звезды. Но это только повод... Причина же – вновь увидеть легендарную звезду и насладиться ее когда-то чудным, а ныне уже заметно потускневшим голосом.

Юрий Башмет: «Безусловно, приезд такого музыканта, как Джесси Норман – это огромное событие нашей культурной жизни. Я давно мечтал с ней сыграть именно две песни Брамса, оригинальные произведения. Много лет назад во Франции на фестивале «Гранж де Меле» Святослав Теофилович Рихтер познакомил меня с Джесси. И в этот день у нее как раз был концерт на его фестивале, где она пела эти песни Брамса с другим альтистом. Но прошло много лет, и эта мечта для меня сбывается».

Конечно, нынешнее выступление Норман в Москве не смогло затмить ее первое появление здесь пять лет назад, когда она блистала в своем коронном репертуаре «Смерти Изольды» и «Об умерших детях» Малера.  Теперь ей захотелось расширить программу, вставив туда и Моцарта, и Бизе, и Перселла, и народные гимны… Но выдержать такой диапазон стилей и эпох ей уже явно не под силу. И оперные шлягеры XVIII-XIX веков из «Свадьбы Фигаро» и «Кармен» она спела с большим трудом. Там были и фальш, и качание звука, и чрезмерная жестикуляция, сильно мешавшая восприятию. Зато гораздо убедительнее звучали камерные вещи – песни Брамса, ария Дидоны и, конечно, родной негритянский фольклор. Вот ради них то и стоило прийти на этот концерт, ведь далеко не каждый день у нас исполняют, например, брамсовский Опус 91.

Кроме названных вокальных произведений, программу разбавили оркестровыми. Сюита "Из времен Хольберга" Грига и Бранденбургский концерт № 3 Баха были сыграны достаточно сухо, оттенив собой колоритные выходы певицы в своем синем балахоне и с копной волос, подвязанных желтой лентой. А вот, собственно, альтовый номер «Романс» Бруха стал настоящим украшением вечера, как обычно и бывает на концертах Башмета. Даже сама 63-летняя примадонна  призналась, что с таким солистом еще никогда не выступала.

Джесси Норман: «Я на самом деле пела с очень многими различными инструментами, и мне со всеми было интересно работать. Мне очень нравится работать  и с виолончелью, и с саксофоном, и с группой джазовых инструментов. И я еще не слышала ни одного инструмента, который бы мне был неинтересен».

Очередной приезд Джесси Норман в Москву стал событием не только для публики,  но и для устроителей. Попасть на ее концерт было почти нереально. Билеты на галерку стоили от 3500 до 7000 рублей, а в партер на порядок больше – от 15000 до 30000 рублей. Тем, не менее, Большой зал Консерватории был заполнен настолько, что бы отдельные пустые места не бросались в глаза. Но все, кто там присутствовал, надолго запомнят великую американскую солистку на излете ее творческой карьеры.

Вернуться к списку новостей