Истребитель класса "Медея"Если говорить об актуальном театральном искусстве, то, пожалуй, лучшие постановки в Москве в этом жанре можно увидеть на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (ЦИМ), который собирает не только самое актуальное, но действительно достойное и интересное. Позиционируя себя как творческую лабораторию, где историко-теоретические исследования гармонично сосуществуют с экспериментальной театральной практикой, ЦИМ следует некой задуманной концепции. Это позволяет говорить о том, что опустошенными вы отсюда не уйдете.

Практически все, что тут показывается и демонстрируется, так или иначе, носит экспериментальный характер, а это значит, что здесь всегда можно увидеть нечто новое, необычное и даже, порой, шокирующее. Именно так можно описать недавно прошедшие гастроли Мастерской новой пьесы из Челябинска, которая уже сильно заявляет о себе одним лишь названием «БАБЫ».

Почему «БАБЫ» становится ясным почти сразу, маленькую труппу театра представляют исключительно женщины – четыре актрисы: Алла Точилкина, Наталья Соколова, Янина Кривоспицкая и Ирина Данилова и художественный руководитель самого театра, режиссер-постановщик Елена Калужских. На сегодняшний день «БАБЫ» это не просто женский театр, это его концепция, которая определяет и предмет разговора постановок, и образную стилистику коллектива. Сама Елена Калужских рассказывает о том, что в Европе, как бренд, это особенно работает.

Впрочем, настало самое время о постановках… В Москву «БАБЫ» приехали, возвращаясь с гастролей из Леона (Франция), где они в рамках международного проекта «Европейские встречи» представляли свою последнюю работу по пьесе Керилл Черчилл «Количество». На сцене же Центра им. Мейерхольда театр показал три спектакля: «Солдатские письма», «Истребитель класса Медея» и вышеназванный «Количество». Минимализм здесь доведен до предела. Как признается сама Елена Калужских, для нее театр – это, прежде всего, актер. А потому для своих работ режиссеру необходим лишь минимум сценического пространства, где этот актер мог бы существовать. Здесь практически отсутствует театральный реквизит, декорации как таковые, изыскательные костюмы, зачастую нет даже кулис. Актрисы, иной раз, переодеваются прямо на сцене, перевоплощаясь из одного образа в другой, из женщин в мужчин, из персонажей  в реальных людей…

Пожалуй, антураж Черного зала Центра Мейерхольда, где и показывались спектакли, еще больше усилил это ощущение камерности и аскетичности представлений, еще больше подчеркнул их стилистическую эстетику. По сути, Черный зал – это небольшая комната, где нет ничего кроме стульев для зрителей и возможности выставить профессиональный свет.

Истребитель класса "Медея"В своих спектаклях Елена Калужских поднимает и затрагивает самые актуальные проблемы современности, будь то вопрос человеческой индивидуальности в драме «Количество», одиночество человека в мире без чувств в необычном спектакле-подиуме «Про них» (по мотивам чеховских «Трех сестер»), или нелепость и трагизм любого проявления фанатизма и непримиримости в трагифарсе «Истребитель класса «Медея». Есть в репертуаре театра и спектакль-акция против наркотиков, как его называют сами создатели, «Дворовая девчонка», о котором в 2001 году газета «Челябинский вестник» писала: «БАБЫ» – это практически единственный театральный коллектив в России, который посредством своего спектакля «Дворовая девчонка» работает едва ли не наравне с городскими реабилитационными наркоцентрами».

Ярким примером тому, что работы Елены Калужских и ее подопечных, действительно, имеют созидательную и побудительную энергию, является документальный спектакль, поставленный в технике «вербатим» (от лат. «дословно») «Солдатские письма».

Журнал «The guardian» (Лондон, 2002): «Спектакль заставляет вспомнить о чеченской войне, совершенно игнорируемой Западом после 11 сентября. Замечательная труппа из Челябинска напоминает о подлинной человечности и непридуманной боли…»

Вербатим – это документальный театр, спектакли которого полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актерами.

«Солдатские письма» представляют собой ряд таких миниатюр, которые рассказывают реальные истории реальных жертв войны. Все материалы были собраны режиссером Еленой Калужских и самими актрисами. Так, Алла Точилкина, играющая роль солдата в Афганистане, читает от его лица письма, которые некогда ей писал молодой человек, когда она ждала его из армии.

Почему этот спектакль не оставляет равнодушным? То ли проблема слишком насущна, а в провинциальных городах России, которым является и Челябинск, она, наверное, стоит еще более остро. Там у людей, как правило, еще меньше возможностей избежать разрушающей армейской участи. Эта тема в полной мере раскрывается в монологе матери (Наталья Соколова). То ли уж совсем откровенно говорит Елена Калужских о том, о чем иные стараются даже не думать: одни решают эту проблему и пытаются забыть как можно скорее, другие переживают ее и тоже забывают или только делают вид, что забывают. Это уж кого как «ударит» - монолог еще одной матери в исполнении Янины Кривоспицкой. То ли сила этого спектакля в том, что обо всем этом говорят именно женщины. Стоит увидеть, что бы понять, что у мужчин так бы, конечно, не получилось. Может быть, потому что они по сути своей не умеют жаловаться и искренне говорить о своей боли. И что бы сыграть это так же пронзительно и душераздирающе, как делают «БАБЫ», мужчине необходимо быть сопричастным проблеме не понаслышке. А в женщине от природы заложенно некое переживание и, будучи потенциальной матерью, такое понятие как война ей чуждо априори.

Спектакль длится всего час, но за этот час Елена Калужских умудряется обнажить трагедии всех – жен, матерей, сестер и, конечно, тех молодых ребят, которые, зачастую неоправданно падают жертвами служения своему Отечеству.

Мастерская новой пьесы "БАБЫ"

Конечно, о Мастерской новой пьесы «БАБЫ», которая, кстати, находится под патронажем Челябинской государственной академии культуры и искусств, можно говорить как о новом театральном явлении. Есть неясное предчувствие, что именно такой театр ожидает нас в будущем. Потому что, нынче, когда религия и политика уже не в силах справиться со всеми моральными проблемами общества, надежда остается только на такое мощное, созидательное искусство, которое прежде являлось все больше предметом любования и душевного отдохновения.

«БАБЫ» - это не очередная попытка радикально заявить о себе или проэпатировать изощренную публику. Каждый спектакль Елены Калужских ставится на основе выдающихся художественных произведений и пьес признанных авторов современности.

Елена КалужскихМаксим Курочкин (автор пьесы «Истребитель класса «Медея»): «…”Бабы”, любимые, горд и счастлив, только вам “Медею” и играть. Все остальные способы – компромисс…»

Вся творческая деятельность коллектива держится исключительно на альтруизме актрис и самой Елены Калужских – никакого материального вознаграждения «БАБЫ» за свои спектакли не получают, на гастроли их почти не приглашают, а все, что воссоздается на сцене – дело исключительно их собственных рук. Заработок у девушек один – все они преподают в Челябинской академии искусств, которую закончили каждая в свое время. И это притом, что на сегодняшний день театр является лауреатом более двадцати областных, всероссийских и международных фестивалей, среди которых «Сцена» (Челябинск), «Новая драма» (Москва), «Документальный театр» (Москва), «Baltockandal» (Эстония, Таллин) и другие.

В 2002 году театр был удостоен почетного права представлять Россию в международном театральном сезоне в Англии «Staps to Siberia» (королевский театр «Royal Court»в Лондоне).

В 2003 году коллектив участвовал в грандиозном международном проекте «Дни культуры России в Германии» наряду с такими театрами как: Театр на Таганке, МХАТ, Малый театр, Мастерская Петра Фоменко, «Современник».

В 2004 году театр стал абсолютным победителем международного фестиваля «APOSTROF 99» в Праге со спектаклем «Про них» в двух номинациях (лучшая женская роль и лучший спектакль).

А в 2006 году был успешно реализован в Праге международный театральный Чешско-Российский проект «Европа. Женщина на краю. Женщина в сердце», который вызвал интерес как зарубежных, так и российских театральных критиков. Работа была представлена на фестивале в Германии и приглашена на фестиваль в Венесуэлу.

Сегодня Мастерская новой пьесы «БАБЫ» готовит свой новый проект о женщинах севера. Как рассказывает Елена Калужских, это будет еще один документальный, но уже пластический спектакль в сопровождении самобытной фольклорной музыкой, специально записанной для него.  Пока на этом все… Как скоро «БАБЫ» снова приедут с гастролями в столицу не известно, а значит в ближайшем будущем ни «Дворовой девчонки», ни «Солдатских писем» мы пока не увидим. И это очень жаль, потому что темы, поднятые в них, заслуживают того, что бы о них говорили чаще – вот так ненавязчиво, мастерски и легко, на грани смешного и трагичного, повседневного и шокирующего…

Вернуться к списку новостей